|
Юлиана Жихорь
Государство взялось наконец за наведение порядка в своей собственности. Начать решено с написания закона, который бы четко регламентировал порядок и принципы управления государственными активами. Подобный закон впервые появится за почти 17 лет суверенитета
Владелец недр, газет и пароходов
Государство в современной рыночной экономике - это и предприниматель, и крупный инвестор, и потребитель конечной продукции. А главное - оно владелец не только недр, но и объектов на поверхности.
Государственная собственность возникает двумя путями: когда государство строит новые предприятия за счет бюджетных средств и когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий. Но в развитых странах удельный вес государственного сектора ограничен. Он крайне мал в США и Японии. На европейских государственных предприятиях производится от 10 (Германия) до 30 процентов (Австрия) валового внутреннего продукта, где занято от 4 процентов (Великобритания) до четверти (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 16 до 50 процентов валовых капиталовложений в экономику.
В Казахстане тоже много государственных активов. Как говорят в Министерстве экономики и бюджетного планирования, существующая законодательная база по управлению госактивами “разрозненная, неполная, имеющая правовые пробелы, большое количество вопросов регулируется подзаконными актами”. Единого же закона, который бы четко формулировал и структурировал объекты государственной собственности, а также четко прописывал принципы управления ими, до сих пор нет.
В настоящее время понятие “государственная собственность” прописано лишь в Гражданском кодексе. Там госактивы - это “республиканская собственность, которая состоит из государственной казны и имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами”.
В госказну входят средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты государственной собственности - земля, ее недра, вода, растительный и животный мир, другие природные ресурсы и “иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами”, а также местной казны (бюджет и коммунальное имущество).
Однако до сих пор юридически Национальный фонд, доли акций государства в различных АО, собственность Казахстана за рубежом, объекты культурной сферы, включая исторические и культурные ценности (в том числе и памятники культуры, исторические государственные архивы и фонды), официально государственной собственностью не являются!
|
Управление госактивами улучшится |
Повальная инвентаризация
В феврале этого года Нурсултан Назарбаев в ежегодном Послании народу Казахстана дал поручение “форсировать работу по... повышению эффективности использования средств бюджета и управлению государственными активами”. И лишь после этого Кабмин решился, наконец, приступить к разработке специального закона “О государственных активах”.
Как сообщила директор департамента политики управления государственными активами Минэкономики Илона Шварцкопф, в документе будет “четко сформулирован список всего, что является государственными активами”.
Так, по данным Минэкономики, на конец весны текущего года в госсобственности находятся 4678 государственных предприятий и 461 АО (ТОО) с участием государства в уставном капитале. В свою очередь, госпредприятия подразделяются на казенные и предприятия на праве хозяйственной деятельности.
К первым относятся объекты здравоохранения, образования, СМИ, культуры... В общем, все, что полностью финансируется из государственного бюджета в рамках государственного заказа. Чистый доход таких предприятий, получаемый сверх сметы, подлежит перечислению в государственный бюджет. Казенные предприятия законодательно ограничены в самостоятельном определении штатной численности, размерах и формах оплаты труда.
Предприятия на праве хозяйственного ведения содержатся за счет доходов от собственной деятельности. К таким объектам госсобственности относятся предприятия по сбору, очистке и распределению воды, производству тепловой энергии, строительству, вывозу и переработке мусора, ЖКХ и многое другое, что, в принципе, может приносить доход.
Госпредприятий на праве хозяйственного ведения в стране 807. Из них 38 процентов (303 предприятия) убыточны. Для сравнения: убыточных ГКП всего 7,9 процента, или 307 предприятий. Но если сравнивать количество предприятий, имеющих нулевой баланс, то среди ГКП таковых более 77 процентов, среди “хозяйствующих” всего 19 процентов. Остальные и у тех, и у других приносят прибыль: ГКП - 14 процентов, “хозяйствующие” - 42 процента.
Что касается АО (ТОО), то 47 процентов из них прибыльны, 21 - с нулевым балансом. Остальные - убыточные.
Сегодня госактивы подразделяются на республиканскую и коммунальную собственность (в разрабатываемом законе “О госактивах” коммунальное госимущество будет подразделено по уровням имущества областей, районов и сельских округов). В республиканской находятся 314 предприятий и 148 АО (ТОО), в которых государство выступает либо совладельцем, либо стопроцентным держателем акций. Всего на предприятиях этой формы собственности трудится (данные на конец прошлого года) более трети миллиона человек.
В коммунальной собственности находится большая часть госактивов - 4364 госпредприятия и 312 АО (ТОО). При этом деятельность лишь 18 процентов из них рентабельна, 67 процентов имеют нулевой результат и 13 процентов убыточны.
Уже не первый год государство проводит оптимизацию своих активов - что-то передает в конкурентную среду, продавая в частную собственность или преобразовывая КП в АО и ТОО, что-то, наоборот, выкупает у частников. Но опять же, специального закона, который регулировал бы все эти процессы, в стране до сих пор нет.
“В проекте закона “О государственных активах” планируется прописать процессы приобретения прав на государственное имущество, основания и процедуры приобретения данного права”, - сообщила г-жа Шварцкопф. Она также рассказала, что законопроектом предусматривается разрешение передачи госимущества в пользование: “Все основания и процесс передачи будут четко сформулированы в тексте документа”.
В отдельной главе будут прописаны основания и порядок прекращения прав на государственное имущество (продажа, приватизация, предоставление земельных участков в частную собственность, предоставление натурных грантов, гибель или уничтожение государственного имущества и т.д.).
И, наконец, документ регулирует процесс управления гсоударственным имуществом. В частности, фиксируются права на имущество государственных предприятий и учреждений.
Кроме того, впервые на законодательном уровне планируется описать осуществление государством прав на пакеты акций в акционерных обществах и доли участия в товариществах с ограниченной ответственностью. В документе также будут определены понятия “национальная компания”, “холдинг”, а также расписаны особенности государственного управления ими.
“В проекте закона предусматривается отразить процедуру создания, деятельности, ликвидации государственных предприятий, учреждений, продажу акций и долей, передачу имущества и многие вопросы, которые позволят регламентировать данный принцип в полном объеме”, - сообщила Илона Шварцкопф.
В интересах национальной безопасности
Все тот же Гражданский кодекс сформулировал понятие “стратегические объекты” как “имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, владение и (или) пользование, и (или) распоряжение которым будут оказывать влияние на состояние национальной безопасности РК”. Однако ни ГК, ни какой-либо другой закон до сих пор не мог определить степень влияния государства на стратегические объекты. Предполагается, что это будет возложено на закон о госактивах.
К стратегическим объектам отнесены: международные автодороги, магистральные железнодорожные сети, нефте- и газопроводы, международные аэро- и морские порты, объекты атомной энергетики и космической деятельности и многое другое. Предусматривается, что эти объекты могут быть как в государственной, так и в частной собственности. (Видимо, это положение скорее фиксирует настоящее положение вещей, нежели устанавливает правило.) Но предполагается, что после принятия закона государство будет обладать приоритетным правом покупки этих объектов в случае их продажи частными собственниками.
Пока проект закона еще находится в стадии разработки. Он придет в парламент только в конце нынешнего года.
Как говорят разработчики, ключевая задача закона “О государственных активах” - это совершенствование системы управления государственной собственностью, ведь государство владеет активами, на которых, собственно, и основывается его деятельность. Но в Астане уже судачат, что принятие этого документа позволит не только улучшить управление госактивами, но, что самое главное - прекратить безответственное разграбление и распродажу госсобственности. В общем, положит конец эре первоначального накопления частного капитала за государственный счет.
Астана |