|
Юлиана Жихорь
Недавно, после визита в Эфиопию, глава МИДа РК Ерлан Идрисов заявил, что его визит “призван проторить дорогу на африканские рынки для казахстанского бизнеса, который, я уверен, сумеет занять здесь достойную нишу”. Перспективы могут быть действительно неплохими. Если, конечно, казахстанский бизнес грамотно подойдет к новым экспортным возможностям
После посещения Эфиопии Ерлан Идрисов заявил, что перспективы сотрудничества Африканского континента с Казахстаном весьма широкие. И даже обозначил сферы: сельское хозяйство, горнодобывающая и химическая промышленности, нефть и газ, образование и другие. Глава МИДа отметил, что Африка - это “континент возможностей”, которые в настоящее время активно используют такие экономические гиганты, как Китай, Индия, западные государства. Мол, Казахстану бы тоже не помешало.
Но вот загвоздка. Казахстан до сих пор не может толком наладить экспорт не то что в Африку, но даже с соседями и то сложности. Причина банальна - полное отсутствие расчетов.
Казахстанский бизнес порой работает по принципу: главное - деньги куда-нибудь вложить. А там - как Бог на душу положит. Причем принцип этот действует не только в отношении частных инвестиций, но и на уровне государства. Далеко ходить за примерами не надо: простаивающие без заказов предприятия, выросшие как грибы в одном регионе цементные заводы. Даже на самом низовом уровне наблюдается полное отсутствие расчетов на будущее ведение бизнеса: порой в одном дворе, а то и доме открывается по 3-4 продуктовых магазина и аптеки, большая часть из которых со временем непременно разоряется.
На уровне страны ситуация похожая. Строятся предприятия по принципу “лишь бы построить”. Куда пойдет продукция этих предприятий и будет ли она конкурентоспособна хотя бы внутри страны - вопрос второстепенный.
Как правило, владельцы таких “проигрышных” заводов-фабрик впоследствии бегут к государству: помогите найти рынки сбыта. Для этих целей в Казахстане налажена работа национального агентства по экспорту и инвестициям Kaznex invest. Его эксперты и вывозят представителей отечественного бизнеса на разного рода международные ярмарки-выставки, чтобы предприниматели смогли там презентовать свой товар.
При этом агентство специализируется и на глобальном маркетинге - изучает рынки, делая выводы: что, когда и где в мире пользуется спросом или будет им пользоваться в ближайшее время. И, как сообщило руководство этого агентства, готовы проводить эти исследования не только в глобальных масштабах, но и по конкретным секторам и регионам.
Но, похоже, что этот “сизифов труд” никому особо и не нужен. Как рассказали “НП” представители агентства, до сих пор к ним за консультацией о том, “что бы такое производить в Казахстане, что гарантированно будет пользоваться экспортным спросом”, ни разу ни один предприниматель не обращался. “Все приходят постфактум. Говорят, что конкретно они на данный момент производят, и просят помочь им найти рынки сбыта для их продукции”, - сказали в агентстве.
Напомним, что в Казахстане уже много лет действует масса программ (весьма, к слову, дорогостоящих) по поддержке отечественных производителей. Тут и льготные (на общем фоне) кредиты, и налоговые послабления. Но пока всплеска экспорта (особенно в несырьевой части) не заметно. Учитывая тот факт, что ежегодно отмечается усиление зависимости государственного бюджета от продажи сырья (так называемая “голландская болезнь”), заметное сокращение поступлений налогов от МСБ и постепенный рост дефицита социальной части бюджета (не зря же сокращают декретные, увеличивают пенсионный возраст для женщин и вводят “налог на роскошь”), властям уже давно пора пересмотреть свое отношение к поддержке бизнеса. И, видимо, перестать субсидировать проекты без должного маркетингового анализа.
В противном случае наши достижения по конкурентоспособности, росту ВВП и доходов на душу населения могут превратиться в фикцию при первом же, даже незначительном, падении цен на сырье. Ведь то, чем сегодня так кичится правительство - рост ВВП 6 процентов - не более чем показатель стоимости произведенных товаров и услуг, созданных на территории страны. Реальный же показатель ситуации в экономике - валовой национальный продукт (показатель стоимости товаров и услуг, произведенных резидентами) далек от заявленного властями. Согласно последнему рейтингу Doing business-2014 ВНП нашей страны составляет 9730 долларов на душу населения - почти на треть меньше, чем на душу населения приходится ВВП (12,5 тысячи долларов).
Помнится, несколько лет назад в стране была программа, которая предполагала объемную господдержку проектам, ориентированным на экспорт продукции. (Впрочем, ее в дальнейшем включили в ПФИИР, промежуточные итоги которого недавно раскритиковал президент.) Быть может, стоит вернуть жесткое госрегулирование финансовой поддержки бизнеса? Тогда бизнес на всех уровнях, от мелкого до самого крупного, обратит более пристальное внимание на такую вещь, как маркетинг, а государство перестанет тратить деньги на пусть имиджевые, но пока мало ощутимые для роста несырьевого бюджета проекты.
Астана |