|
Галя Галкина
Как защитить женщину, пострадавшую от бытового насилия? Вопрос не праздный. Все совершается за стенами дома, квартиры. Часто никто не желает вмешиваться в происходящее. Можно вызвать полицию и помочь один раз. А если женщина постоянно подвергается насилию со стороны мужа-буяна и не может сама этому противостоять? Ситуация с бытовым насилием в Казахстане настолько серьезна, что об этом сказал президент нашей страны в своей “Стратегии “Казахстан-2050”: “Новый политический курс состоявшегося государства”: “Меня тревожит ситуация с ростом бытового насилия над женщинами и детьми в семьях. Неуважительного отношения к женщине не должно быть. И сразу скажу, что такое насилие должно пресекаться предельно жестко”.
В Алматы состоялся круглый стол на тему: “Проведение мероприятий по профилактике бытового насилия и по разъяснению Закона профилактики бытового насилия”. Проект реализован в рамках государственного социального заказа Управления внутренней политики города Алматы. В обсуждении проблем насилия, профилактики и оказания помощи женщинам принимали участие представители акимата города Алматы, органов внутренних дел, неправительственных общественных организаций, кризисных центров, общественных фондов, исполнители женских реабилитационных программ
Рассматривались ситуации по бытовому насилию в Алматы, анализировалась проблема ранних браков в Казахстане, обсуждалось соглашение о межведомственном взаимодействии по оказанию помощи жертвам бытового насилия. Участники круглого стола услышали сообщение о работе приюта для женщин, пострадавших от бытового насилия. Обсудили и другие вопросы и проблемы по теме бытового насилия.
Улжан Лукпанова - директор кризисного центра “Забота”:
- Наши акции в рамках проекта “Проведение мероприятий по профилактике бытового насилия и по разъяснению Закона профилактики бытового насилия” длились всего два месяца, но тем не менее мы провели большую работу. У нас постоянно работает телефон доверия, но во время акции мы получили небольшое финансирование, чтобы поддержать консультантов - юриста и психолога. Было принято более сотни звонков от женщин, которые подверглись бытовому насилию. Их проконсультировали специалисты. Мы разъясняли им Закон профилактики бытового насилия. Из этих ста женщин только одна обратилась за защитным предписанием. Все остальные никогда не слышали и не знали об этом.
- Поясните для наших читателей, что такое защитное предписание?
- Защитное предписание - так называется новая мера административного воздействия, введенная в арсенал участковых инспекторов и активно применяемая полицейскими. Используется она в отношении лиц, допустивших правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Это профилактическая мера административного воздействия на нарушителей для недопущения с их стороны правонарушений и преступлений в отношении лиц, проживающих совместно. Защитное предписание предполагает запрет на совершение бытового насилия, а также запрещает вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами.
Совместно с Комиссией по делам женщин и семейно-демографической политики города Алматы, Управлением образования мы провели родительские часы по школам Алатауского и Турксибского районов. В беседах участвовали 500 женщин - это были мамы, бабушки, замужние женщины, педагоги - и в основном они не знали, что есть такой Закон профилактики бытового насилия. И мы использовали эти родительские часы, говорили о законе, о том, что они могут по закону обращаться за защитой в случае бытового насилия в их семье. На встречи мы пригласили инспекторов подразделений по защите женщин от насилия, они разъясняли все имеющиеся вопросы, говорили, куда нужно обращаться, раздавали информационные буклеты. Главное, мы доносили до сознания женщин, что о фактах бытового насилия можно и нужно говорить открыто.
Надежда Гладырь - президент кризисного центра “Подруги”:
- Совсем не случайно в “Стратегии-2050” президент нашей страны сказал о том, что его тревожат факты насилия в отношении женщин. Я считаю, что эти слова прописаны в “Стратегии-2050” неспроста. Чтобы в такой государственный документ внесли одну из проблем, касающуюся насилия над женщинами, понадобилась вся наша кропотливая работа на протяжении нескольких лет. Это говорит о том, что общественность страны в целом обратила внимание на эту проблему. Совсем недавно нами была создана рабочая группа совместно с городской Комиссией по делам семьи и женщин, на которую обратили внимание наши депутаты-женщины мажилиса, восприняли все замечания, рекомендации.
Сегодня работает группа, в ближайшее время состоится заседание мажилиса, на котором будут рассмотрены поправки и законодательно внесены в Закон профилактики бытового насилия. И мы надеемся, что в конце года изменения и дополнения в закон будут подписаны президентом нашей страны. Наша главная задача - работать с этим законом, призванным защищать женщин, пострадавших от бытового насилия. Чтобы потом не говорить всем знакомую фразу: “Законы в нашей стране не работают”. Если работать с законом, то можно увидеть, как действуют его механизмы, какие статьи, может быть, неэффективны. Как возник такой документ - “Соглашение о межведомственном взаимодействии по оказанию помощи пострадавшим от бытового насилия”?
В 2012 году на базе Комиссии по делам семьи и женщин при акимате Алматы была создана экспертная рабочая группа, в которую вошел ряд представителей уважаемых экспертов и субъекты профилактики бытового насилия, к ним относятся органы здравоохранения, образования, социальной защиты, организации по оказанию помощи, прокуратура, полиция и представители местной власти.
Группа была хорошо подготовлена, и мы приступили к разработке соглашения. Председатель Комитета административной полиции при МВД господин Лепеха сделал рецензию на это соглашение. Были также получены рецензии от кандидатов психологических и юридических наук. Центр ОБСЕ в Астане поддержал это соглашение - глава центра ОБСЕ в Астане госпожа Зарудная сделала вступление, анализ этого соглашения. Были очень серьезные причины, чтобы разработать Соглашение о межведомственном взаимодействии по оказанию помощи пострадавшим от бытового насилия. Одна из основных - отсутствие комплексной помощи пострадавшим от бытового насилия, женщинам, которые обращаются в разные организации, к субъектам профилактики бытового насилия. Как оказалось, каждый субъект работает отдельно, и это не дает полного взаимодействия и помощи тем, кто обращается к нам. Нет четких механизмов, прописанных при перенаправлении тех, кто обращается в разные организации.
Как встречают этих пострадавших, куда их направляют, как потом ведут пострадавших, как отслеживается та помощь, которая оказывается той или иной организацией? В процессе разработки соглашения мы приглашали социальных работников, педагогов на большой тренинг, где показывали им элементы соглашения, отрабатывали алгоритм действия социальных работников и педагогов, если они в своих школах выявляют детей, пострадавших от насилия, или тех из них, кто стал свидетелем насилия в семье. Это лишь одно из направлений нашего соглашения. Но мы можем наблюдать, что оно работает. |