|
Ботагоз Сейдахметова
На киевском Майдане 2013 года сегодня такое столпотворение европейских политиков, что становится ясно - евроинтеграции Украине уже не избежать. Нынешние украинские власти ведут переговоры о соглашении “Об ассоциации с созданием углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС” уже не первый год. Собственно, еще при президенте Кучме Украина мечтала дружить с Европейским союзом, но тогда она, видимо, была недостаточно зрелой для европейских амбиций
Формальное подписание соглашения - дело времени, а значит, все могло произойти без очередных беспорядков на Майдане и противостояния оппозиции и власти. Ведь и те, и другие должны понимать, что юридическая подготовка к ассоциации уже предполагает перемены в политической структуре страны. Тогда зачем такое кровавое противостояние, где свои бьют своих, где сотрудников внутренних войск считают врагами, а для смены президента необходим переворот, а не демократические выборы, как в любимой Европе? И почему европейские политики все это не только поощряют, но и считают нормальным выступать с высокой трибуны Майдана?
Очередное “волеизъявление народа” Украины вновь выглядит как поле битвы с неугодной властью. Опять выбрали не тех? А ведь после “оранжевой” революции Украина стала на шаг ближе к Европе, куда и вели все лидеры Майдана, и выборы теперь там только демократические, то есть народ сам выбрал себе того же Януковича. И, между прочим, он поддержал переговорный процесс с Европой об ассоциации, которая на самом деле обещает много хорошего для развития Украины. Другое дело, что сама Европа не торопилась подписывать соглашение по традиционным для нее соображениям, как это было со всеми кандидатами в ЕС.
Так, при президенте Кучме ЕС не хотел брать Украину в свои объятия потому, что лидер был авторитарный, нарушались права человека, не было свобод, при этом особо болтливых журналистов власть даже... уничтожала.
После “оранжевой” революции пришли явные еврофилы в лице президента Ющенко и премьер-министра Тимошенко, но Европа опять не торопилась. На этот раз требуя от Украины политической стабильности, реформ в экономике и образовании, а также внутреннего единства, имея в виду раскол страны на пророссийский Восток и украинский Запад.
Потом, в 2010 году, во власть вернулся пророссийский президент Янукович, а на бывшего премьера Тимошенко завели уголовное дело, которое, по мнению ЕС, неконституционный метод борьбы с оппозицией. Позже случились теракты в Днепропетровске, и Европа посчитала, что Украина должна разобраться со своими экстремистами, словно в самой Европе нет экстремистов и террористов. Каждый раз Европа находила причины оттянуть радостный момент подписания соглашения об ассоциации.
Видимо, предполагалось, что все должно произойти красиво на очередном саммите ЕС в Вильнюсе. Не получилось. Благо, красоту моменту, которая говорит о европейской снисходительности и благородстве, придали события на площади Независимости. Ведь тогда интеграция с ЕС выглядит эдакой болью украинского народа, уставшего от ига и наследия СССР в лице Москвы. И тогда Европа выглядит ни много ни мало - эдаким спасителем. И тогда никто не вспомнит, что о политической стабильности и тем более о реформах в экономике и образовании в Украине говорить все еще очень рано.
На фоне этого благородного жеста Европы все подзабыли о том, что в самой Европе давно нет стабильности, забыли о греческих долгах, безработице в Испании, высоком уровне бедности в Румынии и Болгарии, постоянных сепаратистских настроениях внутри Испании и прочих, прочих “мелких” проблемах европейского рая. А ведь этот рай давно не рай, впрочем, и не был таковым никогда. Проблемы есть и были всегда и в любой стране, особенно сегодня на фоне глобализации, которая эти проблемы только умножила в разы. То есть должна же украинская оппозиция понимать, что финансировать экономику Украины бескорыстно никто не собирается, и что сегодня не то, что вчера - больших денежных траншей в экономические проекты давать попросту не из чего. Финансовый кризис заметно потрепал экономику Европейского союза.
И тогда выходит, что ассоциация приведет ни к экономическому союзу и помощи со стороны Европы, а к политическому давлению и зависимости. Украина важнее для Европы, чем Европа для Украины. Для Европы важен контроль за транспортировкой энергоресурсов. Большая часть природного газа, в котором остро нуждается Европа, проходит через территорию Украины. Собственно, этот момент важен и для России, которая поставляет газ в Европу. Украина тут, по сути, выступает лакомым куском, за который будут сражаться каждый на свой лад - и Запад, и Россия. Россия пока ведет счет, я имею в виду магистральный газопровод “Северный поток” между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря. “Северный поток” значительно снижает роль Украины как транзитера российских энергоресурсов.
Но для ЕС это означает снижение украинского фактора в вопросе влияния на РФ, и здесь новый Майдан очень на руку европейским политикам. И неважно, сколько разочарований ждет в будущем украинских активистов Майдана, не важно также то, что большинство из них плохо представляет, что на самом деле дает ассоциация с ЕС. Европе сегодня важнее выиграть новую холодную войну с Россией, Украина в этом случае выступает в роли разменной монеты.
Я уже писала, что в эти дни по Майдану, как по собственной земле, гуляли сначала польские политики, затем появились сочувствующие из Вильнюса, чуть позже немецкие политики чуть ли не в обнимку с одним из лидеров оппозиции Кличко. А на днях место на бронепоезде заняла высокий представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Ее слова о том, что она “была среди вас на Майдане вечером и меня поразила решительность украинцев, которые выступали за европейскую перспективу страны”, только подбросили дров в огонь. Теперь Майдан загорится с новой страстью, а как же, их поддержали на таком высоком европейском уровне!
А я вот с грустью думаю, неужели сами украинцы не понимают, что европейские политики вмешиваются в их внутренние дела, и таким образом они из одной зависимости подпадают под новую зависимость. О какой незалежности тут можно говорить?
Почему нельзя стать богаче и счастливее, не пытаясь создавать союзы против кого-то? Как, например, Япония, которая сумела восстановить свою экономику после Второй мировой, построить идеальные дороги и прочую инфраструктуру без ассоциации с Европейским союзом или Америкой, имея общую границу с пресловутой Россией. Или как Индия, которая тоже, не создавая союзов с сильными и демократичными, сохраняет все необходимые экономические отношения практически со всеми странами мира и успевает довольно стремительно развивать свою экономику, сохраняя независимость.
Почему Украина не видит перспектив для себя без опеки одних и вражды с другими? Ведь национальные интересы, такие как безопасность граждан, целостность территории, никто не отменял? Чтобы не стать марионеткой в руках больших величин, таких как ЕС и Россия, самой Украине, на мой взгляд, важно понять собственную геополитическую роль, выработать гибкую стратегию как во внутренней, так и во внешней политике, чтобы сохранить экономический суверенитет и контроль над собственным транзитным потенциалом. Ведь именно этот момент - транспортировка энергоносителей - и является камнем преткновения между Востоком и Западом.
И все было бы возможно, если бы оппозиция не страдала комплексом неполноценности, руководствуясь лозунгом: “Заграница нам поможет!”.
На днях немецкий политолог Александр Рар в интервью украинскому порталу признался, что в Европе есть разные подходы к украинской проблеме. “Некоторые считают, что с Януковичем уже не по пути, он все равно обманет, и нужно готовить почву для досрочных выборов. Для этого можно было бы создать какое-то коалиционное правительство, в котором больше были бы представлены проевропейские силы, и провести выборы, на которых, как уверен Запад, Янукович уже не имеет никаких шансов, потому что он обманул надежды большинства украинцев”, - говорит немецкий политолог.
Однако! Из слов политолога выходит, что решающая роль Запада во внутренней политике Украины даже не скрывается. Именно Запад решит, кто станет следующим удобным для них президентом? Значит, Майдана можно было избежать?
Однако он уверен, что “Европа недопонимает глубь проблем в экономике Украины”. “Потому что проблемами Украины как таковой, в том числе раздробленности населения разных регионов, никто не интересовался. Нет исследований по Украине, нет книг с анализом украинской ситуации, нет корпунктов западных газет в Киеве - туда приезжают только тогда, когда происходит Майдан, - говорит Рар. - Польше и Венгрии в свое время тоже предоставлялась определенная помощь, но в первую очередь эти страны открыли свои рынки западным предприятиям, банкам, среднему бизнесу, которые помогли этим странам встать на ноги и объединиться в общую процветающую европейскую семью. Запад считает, что и Украина должна действовать по тем же законам и в тех же рамках. Но здесь недооценивают восток Украины, который связан и структурно, и экономически с Россией и рынками СНГ. И там за 20 лет мало было сделано для того, чтобы что-то поменять в сторону европейских норм и стандартов”.
На самом деле Польша и Венгрия очень быстро попали под влияние Евросоюза, так что скоро потеряли свою национальную идентичность в экономике. Сюда тут же пришли западные концерны, которым было выгоднее работать на территории Восточной Европы, а уровень жизни местного населения позволял им нанимать более дешевую рабочую силу. Подозреваю, что Украину ждет примерно то же самое, собственно, с этой целью свободный европейский рынок и идет, чтобы оздоровить свое экономическое положение. Ведь богатая, большая и по территории, и по населенности Украина к тому же имеет высокий потенциал. Намного выше, чем некоторые члены ЕС, такие как Греция, Болгария, Румыния. Опять же, пусть и не на первом месте, но все же значимый момент - это христианская сущность Украины, в отличие от той же Турции, которая уже шестой десяток лет стучит в закрытую дверь Евросоюза. Не хочет Европа принимать 80-миллионную армию граждан мусульманской страны.
Впрочем, славянская основа Украины тоже не очень близка Европе, на этот счет интересно высказался известный сербский режиссер и музыкант Эмир Кустурица в интервью одному из украинских изданий: “Считаю, что это надуманный выбор. Вы говорите по-русски. Вы - часть русской культуры. Большинство жителей вашей страны - православные. В каком-то смысле Россия ведет свою родословную из Киева. И сейчас вы решаете вопрос: идти вам в Европу или нет? В “Войне и мире” один герой спрашивает, когда же наконец придет Наполеон и сделает русских европейцами? Этого никогда не случится. Вы уже в Европе”.
Он же про демократию: “Демократия умирает. Технологическая революция изменила умы людей. Демократия нужна тем империалистическим странам, которые хотят завоевать мир, потому что демократия делает это возможным. Альтернативой демократии может быть социальная революция. Она в вашей стране идет уже сейчас. Украина демократическая ровно настолько, насколько это возможно. Но через 10 лет вы будете более демократическими, если Украина останется с Россией, чем если вы примете навязанную демократию из Европы”.
Тут ни прибавить, ни убавить. Точнее не скажешь, на самом деле, демократия как система ценностей не может появиться не из чего, она, как эволюция, придет в ходе естественного развития страны.
Что касается взаимных подозрений со стороны России и Запада, что те вмешиваются во внутренние дела Украины, то немецкий политолог Рар считает, что нажим идет с обеих сторон. “Причем пока в словесной риторике - иди к нам, а не иди к другому”. По вопросу о положении Тимошенко немецкий политолог считает, что Запад слишком долго мусолил одну проблему, мол, “сам Запад требовал селективного подхода в украинском праве”, а потом понял, что Тимошенко - “битая карта в этом отношении, и готов подписать договор, невзирая на то, что она остается в тюрьме”. И добавил, что его удивляет, что о Тимошенко быстро забыли лидеры оппозиции.
Между тем оппозиция не забывает о “беркутовцах” и даже грозилась в их адрес, мол, “у нас есть их домашние адреса и достать их - не проблема”. И тут же, словно исполняя какую-то тактику политтехнологов, юные участницы Евромайдана решили украсить щиты бойцов “Беркута” цветочками. Забавно. Дорога в Европу будет вымощена цветочками на щитах милиции. |