|
Ботагоз Омар
Несмотря на то, что законопроект с налогом “на роскошь” еще не вышел из стен парламента, правительство не планирует ограничиваться принятием только этих поправок. Как следует из докладов руководителей ведомств, налоговая и акцизная эпопея продолжится и в следующем году.
Для пополнения доходной базы госбюджета государство решило пойти по самому легкому пути: заставить раскошелиться владельцев больших квартир и авто (которые все числятся на балансе). При этом игнорируя тему теневого рынка, борьба с которым сулит гораздо больше экономических дивидендов, исключает социальные волнения и позволит повысить доверие всего мирового сообщества к нашей стране
Инициируя поправки о повышении налогов на предметы роскоши, к которым изначально определили автомобили, объем двигателя которых превышает три литра, и объекты недвижимости площадью более 70 квадратных метров (первоначальная инициатива), представители налогового органа обращали внимание на мировой опыт. Однако при этом особенности казахстанского менталитета почему-то не были взяты в расчет. Это только у нас человек, купив дорогой автомобиль в кредит, может порой ездить в общественном транспорте, так как у него не оказывается денег на бензин, или владелец частного дома, который он строил на протяжении 20 лет, стараясь урвать недорогие, бывшие в употреблении строительные материалы и привлекая родственников, используя принцип “асара”, продать его из-за повышения тарифов на коммунальные услуги.
Поэтому, учитывая качество наших дорог, качество бензина и количество членов семей во многих казахстанских семьях, удивительно, что автомобили, у которых объем двигателя больше 3-4,5 литра, причисляются к предметам роскоши.
Как правило, такие законы имеют обратную силу. Одно дело, если бы они распространялись только на тех, кто станет владельцем престижных апартаментов и автомобилей после принятия закона (хотя и это выглядит достаточно странным, ведь люди, имея одинаковые по объему квартиры и автомобили с одинаковыми объемами двигателей, будут платить разные ставки, так как приобретали их в разное время: до и после принятия закона). Но это было бы логичнее, чем ситуация, в которой государство, по сути, пытается людей обмануть задним числом. Ведь они коснутся абсолютно всех членов “элитного клуба казахстанцев”, вне зависимости от того, знали они о предпринимаемых мерах государства при покупке этих предметов или нет.
Принятие таких поправок вовсе не так безобидно, как может показаться, рассматривая эту ситуацию сквозь призму всей государственной политики. Ведь в стране, по сути, еще не сформировался средний класс. Он еще не успел появиться, пытаясь вырваться из нищеты и погашая с большими покупками один кредит за другим. А его уже бьют по носу и заставляют раскошеливаться. Огромное количество людей в связи с этим ставится в серьезную ситуацию.
И можно было бы еще хоть как-то понять ситуацию, если бы государство исчерпало все возможности добыть деньги. Но обратим внимание на объем теневой экономики, о которой говорят повсюду, но не предпринимают действенных мер по ее искоренению.
К примеру, теневой рынок алкогольной продукции. Совсем недавно в материале “Не застольное дело, уголовное...” мы писали о том, что объем нелегального оборота в этом сегменте оценивается в 60 процентов. Причем наихудшая ситуация складывается именно в тех регионах, где производители алкогольной продукции либо официально бездействуют, или указывают незначительные обороты. Остальные же заводы по бумагам используют имеющуюся мощность по производству водки менее чем на треть. Однако, по данным Финпола, наши водочники шельмуют, так как производство алкоголя не может быть рентабельным, если оно загружено менее чем на 30 процентов от имеющихся мощностей. Чистейшая махинация в особо крупных размерах, организованная группой производителей и наносящая миллиардный ежемесячный ущерб государству. Почему таких производителей, которые не дружат с законом, не привлекают к ответственности? Еще двадцать лет назад такие бизнесмены назывались цеховиками и деятельность их подпадала под расстрельную статью.
Второй вопрос касается низкой стоимости алкогольной продукции на нашем внутреннем рынке. Сегодня бутылку водки может себе позволить любой школьник, еще не зарабатывающий денег, ее средняя стоимость составляет около 600 тенге. Получается, что государство самыми усердными методами поощряет алкоголизм.
Обратимся к опыту Российской империи. Ее экономика немало зарабатывала в том числе и на таких источниках, как водка и игральные карты. Причем от этого страна собирала столько, сколько не было у жандармов всей Европы.
Этот же опыт далее был подхвачен в Советском Союзе в 30-е годы, когда Сталин реорганизовал всю алкогольную промышленность страны и построил новый ряд винно-водочных заводов. Магазинов по их продаже в 1940 году было даже больше, чем мясных и овощных вместе взятых. Алкоголь десятилетиями являлся важным источником поступлений в бюджет. В 1978 году так называемый “алкогольный налог” давал 38 процентов дохода от налога с оборота в Советском Союзе. В 1983 году доход от продажи алкоголя составил астрономическую сумму - 45 миллиардов рублей. В этот период алкоголь давал почти девять процентов валового национального дохода всего Советского Союза. С лесами, нефтью, вооружением, автомобилями и станками, идущими на экспорт.
Стали у нас пить меньше, чем в СССР? Определенно - нет. При этом мы очень гордимся, что весь наш нефтегазовый сектор составляет десятую часть ВВП.
Так и торговля спиртным приносит никак не меньше! Даже при самых скромных подсчетах, основанных на убеждении, что пьют у нас не больше, чем в Союзе. Просто деньги эти, подчеркнем - криминальные деньги и очень большие (минимум 25 миллиардов долларов ежегодно), нашим госаппаратом совершенно не прибраны.
Но и это не предел мечтаний фининспектора. Копеечный алкоголь интересен только опустившимся и деклассированным. К счастью, у нас таких не очень много. Пусть пять процентов. И что, интересы этого немногочисленного деклассированного элемента и оправдывают копеечные налоги на водку? Каждый из нас не раз заливал водку в бачок автомобильного омывателя, так как это дешевле, чем покупать незамерзающую смесь для лобового стекла. Дикость для любой страны!
Если бы стоимость алкоголя в Казахстане приблизилась к европейским стандартам (от 11-15 евро и выше) и не менее половины от этой суммы получало бы государство, половину - частные компании, включая цепочку реализаторов, затраты производителей и логистику, это не только позволило бы увеличить доходную часть бюджета, но и значительно оздоровило бы нацию. Да, при увеличении стоимости сначала народ будет покупать алкоголь в таких же объемах, но затем - гораздо реже. Улучшилась бы криминальная ситуация, ведь от 70 до 85 процентов преступлений происходит “по пьяной лавочке”.
С одной стороны, как твердит алкогольное лобби, если не будет дешевой водки, люди будут гнать самогон. Но где же тогда государство, которое должно предпринять все меры, чтобы нелицензионная продукция в стране не продавалась? Но вместо того, чтобы повышать стоимость акцизов и бороться с “тенью”, фискальные органы решили идти по самому легкому пути: повышать ставки налогов на недвижимость и авто. Они уже посчитаны, эти меры не увеличат нагрузку на государственные органы. Короче говоря, нашли способ получать денежку, не работая. В чем тут доблесть для государства? Одно дело - пропустить нужную “бумажку” в парламенте и совсем другое дело, если весь финансовый и полицейский аппарат нацелить на борьбу с теневой экономикой.
И, кстати, говоря о самогоне, во многих развитых странах варение алкоголя не запрещено, но если “кустарный изготовитель” получил за него хотя бы 5 центов - он моментально получает и уголовный срок. Как рассказывали казахстанцы, которым довелось попробовать домашний напиток в Польше, когда их угощал один лесник, они просили продать эксклюзивное варево, но, несмотря ни на какие уговоры, он не соглашался это сделать, не соглашался даже обменять алкоголь на какую-либо вещь, заявив, что может отдать его только даром. Так как за каждый полученный евро ему грозит месяц тюрьмы.
Для того, чтобы дать отпор теневому алкогольному рынку, требуется проведение серьезной работы, обучение специалистов, которые способны честно бороться на столь коррумпированном фронте. А для этого нужна особая идеология и кадровая политика, которая предполагала бы набор таких сотрудников, которые критично и даже агрессивно настроены против алкоголя. Разумеется, и зарплаты у таких специалистов должны быть достойными, особенно, учитывая, сколько средств они принесут в бюджет.
Первоначально Министерство экономики и бюджетного планирования прогнозировало, что повышение налогов на отдельные категории недвижимости и транспорта принесет в бюджет чуть меньше 10 миллиардов тенге в год. Как нам сообщили в министерстве, с учетом корректировок в ходе обсуждения этого законопроекта в парламенте эта сумма сократилась до 5,7 миллиарда тенге (2,2 миллиарда государство намерено выручить дополнительно от элитных автотранспортных средств, 3,5 - от имущества физических лиц).
В свою очередь, от повышения акцизов на алкоголь государство рассчитывает выручить 14,8 миллиарда тенге.
В то же время, если государство усилит меры по выявлению теневого рынка алкогольной продукции, выгоды для бюджета будет больше. По словам главы налогового комитета Минфина Ануара Джумадильдаева, поступление акцизов на алкогольную продукцию в общей доле доходов страны составляет один процент (доход республиканского бюджета в 2014 году оценивается на уровне 5,773 триллиона тенге). В таком случае ежегодно за счет “алкогольного” акциза в госказну поступает более 57,7 миллиарда тенге.
Учитывая, что теневой сегмент этого рынка оценивается в 60 процентов, то, по грубым подсчетам, государство недополучает 86,5 миллиарда тенге. Эта цифра гораздо убедительнее тех 20,5 миллиарда тенге в год, которые государство планирует выручить от повышения налогов на недвижимость, транспортные средства и алкоголь, вместе взятые.
А теперь подсчитаем емкость теневого алкогольного рынка Казахстана на основе данных ВОЗ по уровню потребления на душу населения для лиц от 15 лет и старше. Эта цифра составляет 10,96 литра чистого этанола на одного человека (10 960 миллилитров). Учитывая, что за одну единицу алкоголя в научном сообществе принимают 10 миллилитров чистого спирта, получается 1096 доз на человека в год.
Что это означает в перерасчете на бутылку водки? Исходя из общепризнанных данных, согласно которым одна бутылка водки (0,5 литра) равна 15 дозам, то становится очевидным, что если весь объем выпиваемого алкоголя в Казахстане спроецировать на количество бутылок водки, выходит 73 бутылки на одного среднестатистического казахстанца в год.
По данным Налогового комитета, средняя стоимость бутылки водки составляет 600 тенге. Учитывая, что у нас более 12 миллионов казахстанцев в возрасте от 15 лет и старше, население на “градусное сопровождение застолий” расходует 525,6 миллиарда тенге. Если бы мы посчитали эти данные, учитывая другие виды спиртных напитков, сумма была бы гораздо выше, поэтому подчеркнем - это самые скромные предположения.
Подняв стоимость водки до минимального европейского порога в 10 евро (минимум 2070 тенге), в масштабах страны мы получили бы от выручки алкоголя 1,813 триллиона тенге. Но эту цифру можно смело увеличивать вдвое, если учесть, что вина, ликеры, коньяк гораздо дороже водки.
Пока к этой проблеме в Казахстане относятся так, словно теневая составляющая алкогольного рынка - какая-то мелочь, пережиток рыночных отношений. Такое же отношение к ценовому сегменту (у нас самый дешевый алкоголь в разрезе стран СНГ, не говоря уже о мировом сообществе). Хотя во многих странах это не менее важная отрасль, чем нефтяная индустрия (для сравнения: от экспорта нефти и газа Казахстан ежегодно получает не менее 3,6 триллиона тенге). И в этом вопросе нужны серьезные законы по продаже алкоголя, заслон от теневого рынка алкогольной продукции, пересмотр ценовой политики и, что не менее важно, - эффективное исполнение законов на практике.
Астана |