|
Ирина Ковалева
От коэффициента интеллекта населения зависит конкурентоспособность. С 2000 года инвестиционная привлекательность стран в мире определяется и по этому критерию. В государствах с населением с высоким уровнем IQ, как правило, высока читательская культура. Глядя на эти показатели, инвесторы не опасаются рисков и развивают высокие технологии там, где любят читать. Все прочие страны обречены стать сырьевыми придатками мировой экономики
Магистр библиотековедения Наталья Колодина почти полвека проработала в библиотечной системе Павлодара и, выйдя на пенсию, стала выступать в качестве общественного консультанта. На ее счету разработка и реализация целого ряда международных проектов по пропаганде чтения. Недавно она выступила с докладом на втором Международном интеллектуальном форуме “Чтение на евразийском перекрестке” в челябинской Академии культуры и искусства.
Библиотекарь рассказывает, что с начала ХХI века Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) осуществляет международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment - PISA). Каждые три года проводится тестирование 15-летних подростков в 60-70 странах мира. Тесты оценивают грамотность школьников и умение применять знания на практике, проводится тестирование читательской грамотности. По данным опросов вывели поразительные данные. Оказалось, что развитие технологий и прогресс могут сыграть злую шутку с поколением NEХТ.
- Влюбленность в цифровые технологии застилает глаза людям, принимающим решения, - говорит Колодина. - Им кажется, что книга умерла, что чтение не так важно, главное - визуализация, главное - поток информации. Но еще в 1998 году, когда я была в Крыму на Международной конференции “Библиотеки и библиотечные ассоциации в меняющемся мире”, заокеанские коллеги предупреждали нас: уважаемые библиотекари, к вам придут интернет и компьютерные технологии, они несут огромные опасности. А сейчас мы в полной мере понимаем, что цифровые коммуникации - это не столько благо, сколько опасность.
Специалист поясняет: нынче целые поколения перестают читать в классическом понимании этого слова, они читают функционально. Книга исчезает как предмет образования, как инструмент формирования личности. В результате снижается интеллектуальный уровень подрастающего поколения и общества в целом.
Как результат отказа от книг европейские страны пережили так называемый PISA-шок. Это итоги PISA-тестирования, показывающие, что даже, когда в образование вкладываются большие деньги, вдруг на PISA-тестах школьники показывают отвратительные результаты. Это поражение уже испытали на себе Германия, Великобритания, США и т.д.
Казахстан также принимал участие в тестировании, и исследования 2009 года показали неутешительную картину: мы почти замыкающие в этом списке. В 2009 году по оценке читательской грамотности Казахстан находился на 59-м месте из 65 стран мира. По сути, это интеллектуальное банкротство Казахстана.
Что это значит на практике - школьники не умеют читать и извлекать информацию из текста. То есть видят буквы, из них складывают слова и предложения, а смысл не улавливают. Прочему тестируют именно подростков? Чтобы инвесторы определили, в какое именно государство им есть смысл вкладывать свои деньги. Ведь через пару десятков лет именно эти самые 15-летние дети будут основной рабочей силой страны. И ответ находится просто: развивать интеллектуальное производство следует там, где люди более грамотные.
- Причем не там, где отдельные ученики побеждают на олимпиадах, а где целое поколение интеллектуально развито, - уточняет Наталья Александровна. - В самом низу таблицы Киргизия, Россия - на 43-м месте, США - на 17-м. А кто впереди? Где экономика развивается быстро? Китай, Корея, Финляндия, Сингапур. Там, где поняли, что нужно развивать человека, где нужно поддерживать книгу и чтение в прежней культурной ценности.
Потеря интереса к чтению книг во время развития цифрового пространства актуальна для всего мира. Специалисты говорят, что интернет и новые технологии создают у подростков неверную картину восприятия мира. Чтение фрагментами, перепрыгивание от ссылки к ссылке, бессмысленный серфинг по интернету от заголовка к заголовку могут сформировать лишь “клиповое” сознание и понимание. Там глянул, здесь запомнил, но в целом - никаких фундаментальных знаний. И в этом случае книга, как ценность, как инструмент образования, не утратила своей важности. Наоборот, ее актуальность лишь возросла в связи с теми опасностями и угрозами, которые несут в себе цифровые технологии.
Имея представление о масштабах подобной угрозы, Наталья Колодина является одним из самых активных пропагандистов чтения в Казахстане. До недавнего времени она возглавляла отдел технологического и методического обеспечения библиотеки Павлодарского государственного педагогического института. Павлодарские библиотекари вырабатывают свой метод борьбы против неумения и нежелания читать.
- У нас реализуются разнообразные проекты, - рассказывает Наталья Колодина. - Например, с 2007 года, когда прошел Международный конгресс чтения в Астане, мы уже там представляли свой проект “Читающий студент - успешный педагог”. Также популярным стало волонтерское движение “Студенты ПГПИ читают детям”. Наши студенты читают книги воспитанникам детских домов и интернатов, обсуждают с ними прочитанное, рисуют, дарят подарки. В 2012 году наша библиотека совместно с российскими коллегами провела Международный фестиваль “Читающая Евразия”, посвященный 100-летию Л.Н. Гумилева. Тысячи школьников и студентов из семи приграничных городов Казахстана и России читали книги Гумилева, а это идеи евразийства, которые являются теоретической базой создающегося Евразийского союза. Этот фестиваль нуждается в продолжении. Возможно, его следующей темой будет творчество Олжаса Сулейменова. |