Ольга Шишанова
Министерство охраны окружающей среды РК теперь будет называться Министерством окружающей среды и водных ресурсов Казахстана. Со всеми вытекающими отсюда последствиями
Соответствующий Указ “О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан” был подписан главой государства. Ведомству теперь будут переданы функции и полномочия по формированию и реализации государственной политики в области “подачи воды до водопользователей или их объединений и ее отвода в целях гидромелиорации земель от МСХ РК”, а также “рационального и комплексного использования подземных вод, за исключением геологического изучения недр в части подземных вод от Министерства индустрии и новых технологий РК”.
То есть управление водными ресурсами республики теперь будет практически полностью сосредоточено в одних руках.
Стратегически это весьма важно. Не секрет, что в настоящее время Казахстан уже сталкивается с проблемой дефицита водных ресурсов, и с годами перспектива дефицита будет только возрастать. В том числе и по причине активного забора трансграничных рек нашими соседями. В первую очередь речь идет о КНР, проводящей политику экономического освоения СУАР и активно застраивающей притоки трансграничных Иртыша и Или водозаборными сооружениями. Взаимоотношения с Россией тоже омрачены ситуацией вокруг мелеющего Урала, воду из которого российская сторона аккумулирует в водохранилищах. В итоге на территории нашей страны река практически обмелела до критического уровня.
На протяжении многих лет переговоры по водной проблематике, которые вела казахстанская сторона со своими приграничными партнерами, не меняли ситуацию. Как неоднократно заявляли экологи, причиной тому было как отсутствие квалифицированных переговорщиков, так и раздробленность ответственности за использование водных ресурсов. Как известно, в настоящее время вопросами водообеспечения в республике занимаются несколько министерств, в том числе министерства охраны окружающей среды, сельского хозяйства, регионального развития, индустрии и новых технологий. В итоге - разбалансированность действий, отсутствие системного подхода и единой координации процессов в водохозяйственном комплексе.
Теперь на обновленное ведомство лягут все проблемы водного баланса страны, начиная переговорами по трансграничным рекам и заканчивая обеспечением населения страны питьевой водой, и даже ускоренного таяния ледников и поиска новых источников воды. Скорее всего, на МОСВР будут также возложены и функции проведения научно-исследовательских работ и формулирования общей политики государства в части повышения экономии использования воды как в промышленном масштабе, так и в быту.
Хотя, если учитывать сегодняшнюю ситуацию, которая складывается в Центрально-Азиатском регионе с водой, такие преобразования следовало бы провести еще раньше.
Но лучше поздно, чем никогда, поскольку теперь, судя по всему, у новоиспеченного министерства, согласно заявленным полномочиям, будут “развязаны руки”, и, возможно, оно сможет попытаться решить хоть часть проблем.
Астана |