|
Галя Галкина
Салам, друг!
Друзья называли его Павой - за светлый характер, доброту, открытость. Он совсем недавно воплотил свою давнюю мечту - начал работать егерем в горах, но случилась непоправимая беда. Павел Петрович Мальцев - госинспектор Иле-Алатауского государственного национального природного парка - погиб при тушении пожара в Алмаарасанском ущелье. Павел Мальцев получил тяжелую травму головы от сорвавшегося со склона камня, позже скончался в больнице. Егерю был 41 год
О своем погибшем друге рассказывает Даурен Нургалиев - президент Федерации таэквон-до ITFРК, международный инструктор, черный пояс IV:
- Тяжело терять людей, тех, кого знаешь... А таких близких людей, как Павел, особенно тяжело. И с годами становится все труднее мириться с потерями. Познакомился с Пашей десять лет назад, когда начал охотиться. Мы очень быстро стали друзьями. Общался с охотниками, товарищами Павла. Горы, что выше Бесагаша в сторону Табагана, хозяйства “Горный садовод”, мы называем “нашими горами”, столь они нам дороги. И в стремлении стать егерем я даже содействовал Павлу. Потому что он был там человеком на своем месте. Чтобы любить егерское дело, нужно быть фанатом. Он и был таким фанатом. О таких, как он, говорят “пахарь”, “работяга”. Трудился, все делал своими руками. У него душа болела за горы, говорил о том, что нужно сохранить это богатство. И погиб, спасая лес от пожара. В горах есть взаимовыручка. Когда возник пожар в Алмаарасанском ущелье, все бросились на его тушение - егеря, лесники, ЧСники, пожарники. Я общался с ребятами, которые были рядом с Павлом, когда случилось несчастье. Вместе они копали траншею, чтобы огонь не распространялся дальше, с обгорелого склона сорвался камень, попал в голову Паше, он упал в горящую золу, обгорел... Ребята сделали носилки, вытащили его из огня, спускали 800 метров по крутому склону до вертолета. С вертолета Пашу переместили в “скорую помощь”. В какой-то момент он пришел в себя, говорил что-то... Привезли в Больницу скорой помощи, но он скончался практически в дороге. Ребята видели, как рука Паши упала с носилок.
- Даурен, до сих пор не известна причина возгорания леса?
- Скорее всего, это могли быть незатушенные окурки сигарет, брошенные туристами. В пожароопасный период все службы находятся в готовности, наблюдают за ситуацией. Но трудно уследить за туристами, ведущими себя неосторожно в горах. Но кто-то должен это делать - тушить пожары, спасать наши горы. Получается, что порой ценой собственной жизни. И с кого сейчас спрашивать за гибель Павла Мальцева? Несчастный случай, но он был вызван пожаром. А возгорание произошло из-за небрежности какого-то туриста. Спросить с начальства? Но в эти дни руководство всех служб и было на пожаре. Или предъявить претензии государству, которое за тридцать тысяч (такова зарплата егеря) отправляет людей выполнять свой долг на такой сложный участок с риском для жизни.
- Расскажите о Павле Мальцеве, ведь Вы его близкий друг...
- Павел Петрович был человеком большой души. Он принадлежал к сельским жителям, о которых городские могут сказать “колхозники”. Но при своей простоте Павел обладал редкими человеческими качествами - никому не завидовал, не гнался за деньгами, должностями, как охотники - за трофеями. Ему это не нужно было. Пашу все любили за то, что он всегда был самим собой. В нем не было притворства, неискренности. И сам Паша, и его друзья, жители Бесагаша, - достойные люди. Им присущи взаимовыручка, готовность помогать друг другу в любое время суток. У них есть привычка не выключать мобильный телефон ночью. И если у кого-то застряла машина в пути, стоит ему позвонить среди ночи, как ему на выручку устремятся друзья. Так и было недавно, когда им пришлось ехать за четыреста километров и доставлять сломанную машину на буксире. Так положено, так нужно - бежать по первому зову к другу. Это настоящая мужская дружба, когда и “спасибо” не нужно говорить. Такие отношения и за деньги не купишь. Я не уверен, что смог бы позвонить кому-то из друзей в три часа ночи с просьбой о помощи. В знак дружбы с Пашей и его товарищами я открыл в Бесагаше секцию таэквон-до, в которой занимался сын Павла.
Пашу любили и уважали не за его заслуги, а за то, что он был настоящим человеком. Этому я и учился у Павла и его друзей - ценить людей, невзирая на то, сколько у них денег, какие у них должности и звания, регалии. Павел завоевал свой авторитет, уважение своим отношением к людям, к своему делу, к охоте, которая так ценится в мире мужчин, к природе. Думаю, что все мы должны прививать любовь к природе своим детям, потому что общение с природой и помогает быть самим собой - искренним, открытым, добрым. Город убивает человеческое в нас. К сожалению, возможно, именно город диктует такое отношение к согражданам, которое формулируется как “человек человеку волк”. Возможно, именно городской житель бросил тот незатушенный окурок, не испытывая должного бережного отношения к природе. Нам, городским, не хватает искренности, широты души. В селах, аулах еще сохраняется то доброе, что и надо культивировать. Там люди - соль земли. Таким человеком и был Павел Мальцев - человечным, душевным, искренним. Он был особенным для всех нас. До сих пор в ушах звучит его голос: “Салам, друг! Ну что, поедем в горы?”.
Минута молчания
Павел Мальцев мечтал быть егерем. Для достижения своей цели пять лет назад поступил в Сельскохозяйственный институт на отделение охотоведения. Раньше работал пожарником, водителем на Таскуме (разъезд в Алматинской области Казахстана, находится в подчинении городской администрации Капшагая, входит в состав Шенгельдинского сельского округа). Жил Павел в поселке Бесагаш (бывший Калинин). Он вырос в этих горах. Охотой занимался его отец, его дядя - известный в поселке охотник. У Павла остались двое детей - двадцатилетняя дочь и тринадцатилетний сын.
К должности госинспектора Иле-Алатауского национального природного парка Павел Мальцев приступил лишь четыре месяца назад. Его участком был государственный заказник - один из филиалов Иле-Алатауского государственного национального парка. Павел был горд своей работой. Трудился не за деньги, а за совесть. Зарплата егеря составляет 30 тысяч тенге в месяц. Только на солярку тратил в несколько раз больше этой зарплаты. Павел имел грузовую машину, занимался собственным бизнесом, чтобы содержать семью. В Иле-Алатауском национальном парке трудился для души. И за четыре месяца своей работы снискал уважение, авторитет среди коллег.
На похоронах Павла Мальцева было более 400 человек - его близкие, коллеги, друзья, специалисты МЧС, службы пожаротушения, Казавиалесоохраны. Присутствовал также генеральный директор Иле-Алатауского государственного национального природного парка Марлен Сансызбаевич Айнабеков.
Коллектив редакции газеты “НП” выражает соболезнования близким, друзьям, коллегам Павла Мальцева в связи с их потерей.
Справка “НП”
Пожар в Иле-Алатауском национальном природном парке возник 18 октября по невыясненным причинам и продолжался несколько дней. Общая площадь возгорания составила семь гектаров, из них два гектара – лес (тянь-шаньская ель), пять гектаров – сухая трава и кустарник. По информации специалистов Казавиалесоохраны, сложность тушения заключалась в том, что огонь распространялся по очень крутому горному склону. Очаги пламени появлялись периодически. Тлел сухостой, еловая подстилка в лесу. В результате выгорания кустарника, который своими корнями фиксирует почву, на склоне наблюдался камнепад. Как сообщили в МЧС, в ликвидации чрезвычайной ситуации участвовали 65 специалистов личного состава и восемь единиц техники службы пожаротушения Алматы и Алматинской области, также активно применялась авиация – работали четыре вертолета с водосливными устройствами. От Иле-Алатауского национального парка были задействованы 25 человек, а также авиадесантники восточного звена Казавиалесоохраны |