|
На этот раз “схватка” состоялась в Ялте
В конце минувшей недели в Ялте в Ливадийском дворце прошла 10-я ежегодная встреча “Ялтинской европейской стратегии”, темой которой была: “Украина и мир в эпоху перемен, факторы успеха”. В течение трех дней более 250 представителей политических и деловых кругов, а также общественных организаций из двадцати стран мира обсуждали основные глобальные вызовы и их влияние на Украину, Европу и мир. О том, что происходило на встрече, рассказывает обозреватель радио “Свобода” Сергей Сенинский
“Ни шагу назад, позади Москва!”
Как и ожидалось, лейтмотивом встречи стало заключение Украиной Соглашения с Европейским союзом об ассоциации и создании зоны свободной торговли, которое ожидается 28-29 ноября в рамках саммита “Восточное партнерство” в Вильнюсе. В преддверии этого в Ялте развернулась ожесточенная дискуссия, в которой число сторонников подписания соглашения, как и ожидалось, было, мягко говоря, превалирующим. Фактически же их главным оппонентом выступил советник президента России Сергей Глазьев.
Для того, чтобы ощутить накал дискуссии, достаточно привести в пример выступления основных спикеров встречи. К примеру, знаменательным стало выступление экс-президента Польши Александра Квасьневского, который обратился к украинским руководителям:
- Вашим лозунгом и пониманием вашего нынешнего положения должна быть популярная фраза из советского кино - “Ни шагу назад, позади Москва!”.
Под этим, если можно выразиться, девизом прозвучали все выступления многочисленной европейской делегации, высадившейся в Ялте именно с целью еще раз поддержать стремление Украины “войти в Европу” и окончательно отдалиться от Таможенного союза.
Кроме того, было сказано и о том, что сегодня большинство украинцев идею итеграции поддерживают больше, чем идею вхождения в ТС.
- У нас сейчас, к счастью, сильно изменилось соотношение мнений, - сказал депатут Верховной рады Петр Порошенко. - Впервые в нашей истории более 50 процентов людей поддерживают европейскую интеграцию. Менее 30 процентов поддерживают Таможенный союз.
Комментируя эту информацию, Сергей Глазьев усомнился в ее правдивости:
- Если вы так уверены в этом, давайте вместе проведем референдум. Спросим у народа Украины, какого выбора он желает? Я объездил Луганск, Донецк, Харьков, Крым и знаю совсем другую Украину, чем собравшуюся здесь, в Ливадийском дворце.
Азаров vs. Глазьев:
слова против цифр
Сергей Глазьев главным образом оппонировал экономическими показателями, стремясь доказать, что гораздо больше от вступления в ассоциацию с ЕС потеряет Киев, нежели Москва:
- Дефицит платежного баланса Украины сегодня составляет десять миллиардов долларов, а в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и введения защитных мер Таможенного союза увеличится до пятнадцати или шестнадцати миллиардов, что приведет к достаточно быстрому дефолту Украины.
Ему возражал премьер-министр Украины Николай Азаров:
- Я оцениваю различные прогнозы и вспоминаю те годы, когда готовились к вступлению в ВТО. Примерно то же самое было: такие апокалипсические прогнозы были, какие-то потери понесли, но как вырос наш экспорт, как вынуждены были наши предприятия вкладывать деньги в модернизацию...
Он выразил уверенность, что после подписания Соглашения с ЕС отношения Украины с Россией и ТС наладятся:
- Мы пройдем трудный период адаптации, понимания. И мы как сотрудничали, так и будет сотрудничать.
Сергей Глазьев с ним категорически не согласился:
- Я могу процитировать вам слова нашего премьера, который сказал о том, что подписание соглашения об ассоциации с ЕС надолго, бесповоротно и серьезно ухудшит наши торгово-экономические отношения. В частности, это одностороннее решение фактически разрушает все наши договоренности по единому экономическому пространству.
Николай Азаров:
- Мы ведем переговоры о договорах свободной торговли с Израилем, Канадой, Турцией. Почему эти договоры не вызывают никаких вопросов и проблем? А разве они сами, страны - члены ТС, не ведут такие переговоры? К тому же все эти вопросы урегулированы нормами ВТО.
Сергей Глазьев:
- ВТО не регулирует этих вопросов, потому что эта организация не предполагает создания наднациональных образований, независимых таможенных территорий. В данном же случае Россия будет вынуждена согласовывать с ЕС, а не с ВТО любой шаг по экономическому сотрудничеству с Украиной. Это не соглашения с Канадой или Израилем, которые не входят ни в какие наднациональные объединения. Это совсем другое дело.
Николай Азаров:
- Украина готова доказать, что подписание соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом не несет никаких рисков для стран Таможенного союза.
Сергей Глазьев:
- Мы с Украиной будем договариваться, исходя из той нормативной базы, которая у нас есть. Теперь ее придется пересматривать. В частности, одностороннее решение создать ассоциацию с ЕС фактически разрушает все наши договоренности по единому экономическому пространству. Украине фактически придется отказаться от Договора о едином экономическом пространстве. Придется пересматривать соглашение о свободной торговле. И самое неприятное, что Украина нарушает статью 13 нашего базового основного договора о сотрудничестве, где написано, что мы должны гармонизировать и согласовывать наше регулирование в экономике.
|
Николай Азаров - сотрудничество с ЕС нам не помешает |
Что первично:
экономика
или политика?
Украинского премьера всячески поддерживали лидеры соседних европейских государств, особенно эмоционально выступала Даля Грибаускайте, президент Литвы:
- Высокие цены на газ Россия использует как элемент геополитического давления. Мы на 30-35 процентов больше платим за газ, чем Германия. Мы считаем, что цены на газ используются как элемент политики, но мы пытаемся договориться.
Еще дальше пошел экс-президент Всемирного банка Роберт Зеллик, который заявил прямо:
- Украине в будущем из-за сотрудничества с Европой придется отстаивать свой суверенитет на Востоке. Речь идет не только об экономике, но и о политическом и суверенном будущем Украины. Это не значит, что Украина не должна строить хорошие отношения со своими соседями. Но то давление, которое оказывается на Украину, особенно в последнее время, говорит, что в будущем будут очень четко стоять вопросы суверенитета и Украине, возможно, опять придется бороться за свою независимость.
- Ну что ж, давайте поговорим о политике, - парировал Сергей Глазьев, - политика фигурирует в соглашении об ассоциации с ЕС, где говорится, что Украина делегирует практически все свое суверенное регулирование торговли, таможни, положение о стандартах и регламентах, санитарно-ветеринарный контроль, госзакупки Брюсселю. Согласно этому соглашению Украина обязуется выполнять директивы ЕС, как те, которые есть сегодня, так и будущие. Именно в этом заключается политика. И поэтому Украина теряет суверенитет в этой части. И фактически мы теперь будем вынуждены обсуждать вопросы торговли с Украиной, обсуждать после согласования с Европейской комиссией, потому что между нами возникнет своеобразный совет ассоциации, где половина голосов есть у Украины, а другая - в Европе. И любой шаг по экономическому сотрудничеству мы будем согласовывать с ЕС. Вот такая политика.
“Фактор
Тимошенко”:
можно
и пренебречь?
А как же судьба Юлии Тимошенко, бывшей главы правительства Украины, а нынче узницы Харьковской колонии? Ведь ЕС ставил условие ее освобождения в качестве одного из пунктов на предварительных переговорах с Украиной об ассоциации.
Очень любопытно сказал по этому поводу Александр Квасьневский:
- Решением вопроса Юлии Тимошенко, которое позволит подписать Соглашение об ассоциации на саммите в Вильнюсе, станет разрешение на ее выезд за рубеж для лечения.
То есть не освободить Тимошенко, как того категорически требовал Брюссель ранее, а лишь разрешить ей лечиться за пределами Украины?
Далее последовало совершенно размытое совместное заявление Комиссара ЕС по вопросам расширения и европейской политики Штефана Фюле, министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта и председателя Комитета по вопросам иностранных дел Европарламента Элмара Брока о том, что в деле Тимошенко “очень важен прогресс”, для чего нужны “дополнительные усилия”. Но какие? - авторы не уточнили.
Зато это сделала Даля Грибаускайте, которая ошарашила журналистов, сказав, что ЕС в деле Тимошенко готов “принять несколько вариантов решения”.
- Не думаю, что есть смысл “застревать” на одном решении, - сказала Грибаускайте, - есть несколько возможностей... Выпустить совсем, частично или (отправить в Германию) лечиться.
В переводе с языка политического на общепонятный это весьма занятное заявление означает, что “проблема Тимошенко” фактически отодвинута на задний план и главное сегодня для ЕС - как можно скорее подписать с Украиной Соглашение об ассоциации, а Юлия Владимировна может и посидеть.
И наконец, после всех дискуссий премьер-министр Украины Николай Азаренко заверил собравшихся в том, что он для разъяснения украинской позиции и налаживания сотрудничества решил полететь 25 сентября в Астану на заседание Высшего совета стран Таможенного союза на уровне премьер-министров. |