|
Юлиана Жихорь
Тратить умеем, а зарабатывать так и не научились
Привлечь инвесторов в отечественную несырьевую экономику - ключевая дилемма казахстанских властей. Все уж давно привыкли рассматривать Казахстан как некий нефтяно-угольно-металлургический рай с весьма благоприятным для инвесторов климатом. И не особо рьяно, как того хотелось бы правительству, стекаются в несырьевой сегмент, развитие которого сегодня является основной задачей власти
Государственная программа форсированной индустриализации предполагает фактическое восстановление индустриального комплекса страны до уровня доперестроечных времен с последующим бурным ростом. Цель - во время все еще продолжающегося кризиса не только поднять отрасль, но и попытаться занять ниши на мировых рынках.
Вроде бы все просчитали, возможности расписали, цели определили и даже карту - где какие предприятия будут располагаться - нарисовали. Один вопрос: за чей счет банкет?
С началом кризиса поток инвестиций в страну сократился весьма существенно. Иностранные (компании, банки и государства) сократились с 6,4 миллиарда в 2007 году до 4,4 в прошлом. Частные инвестиции (как внешние, так и внутренние) снизились с 10,1 до 8,3 миллиарда. Зато поднялись затраты бюджета и начали использоваться средства Нацфонда через ФНБ “Самрук-Казына”. Но их, понятно, на глобальные проекты не хватало.
Вариантов, кто из органов должен отвечать за пиар казахстанского ПФИИР и поиск инвесторов, было немало. То обязанности возлагали на министерство, то на различные отраслевые АО, то на непосредственных руководителей регионов, где эти проекты планируют реализовывать, то на сам бизнес. Итогом такого разброса интересов стали весьма скромные успехи ГПФИИР и байки о том, что президент нажимает на кнопочку, открывает завод, потом камеры отключаются - завод закрывается “на реконструкцию”. Объем выпускаемой открытыми предприятиями продукции настолько мал, что властям ничего не остается делать, как заявлять, что они до сих пор не вышли на проектную мощность.
Спустя три года после запуска программы в стране появилась новая структура для поиска инвесторов - АО “Национальный управляющий холдинг “Байтерек”. “Самая главная миссия холдинга “Байтерек”, как определил глава государства, - это обеспечение финансирования государственной программы индустриализации, это привлечение финансирования для реализации госпрограммы ГПФИИР. Это и есть основная миссия и задача - это значит работа с иностранными инвесторами, это значит поддержка предпринимательства, привлечение отечественных инвестиций для реализации индустриальной программы. Именно по критерию, сколько финансирования будет мобилизовано в реализацию индустриальной программы, надо оценивать эффективность холдинга”, - заявил в мае этого года
глава холдинга Куандык Бишимбаев.
В состав холдинга передали в управление многочисленные институты развития - Банк развития, Жилстройсбербанк, Фонд развития предпринимательства “Даму”, Ипотечную компанию, Фонд стрессовых активов - всего 10 институтов с общим объемом активов более 12 миллиардов долларов. Управляя финансами своих подразделений, холдинг должен минимизировать участие бюджетных средств в реализации ГПФИИР, максимизировав приток инвестиций. Как выразился Бишимбаев, холдинг сегодня строит “новую финансовую модель для финансирования индустриально-инновационного развития в новой пятилетке”.
Для начала провели ревизию всех активов, вошедших в состав холдинга. Четверть из них оказались проблемными и подлежат списанию. Поэтому теперь в “Байтереке” настроены относиться к деньгам весьма скрупулезно: “Проект будет состоять из четырех модулей. В первом модуле мы в целом сделаем макрооценку существующих проблем в финансовой системе Казахстана... Модуль два отвечает за оценку тех потенциальных финансовых институтов, количественное и качественное содержание этих институтов, долгосрочные деньги, кредитные деньги или это должен быть капитал, который потребуется для того, чтобы обеспечить рост экономики, рост обрабатывающего сектора, выполнение как макропоказателей, так и тех новых задач ФИИР, которые закладываются в новой пятилетке...”
А вот на собственно третьем этапе и решат главную задачу - будут определять, откуда мобилизуют в необходимом объеме финансовые ресурсы, какая часть из этого объема должна быть мобилизована государственными институтами, какая часть должна быть привлечена частными институтами. “С этим пониманием мы будем окончательно выстраивать нашу стратегию, планы для представления совету директоров и в дальнейшем правительству. Мы для себя наметили, что в четвертом квартале 2013 года мы должны приступить к завершению работ по нашей стратегии и ее обсуждению”, - резюмировал Бишимбаев.
Но уже сейчас известно, что основной акцент сделают на государственно-частное партнерство, в котором будут участвовать как институты “Байтерека” и госорганы, так и международные финансовые корпорации и крупные институциональные инвесторы.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |