|
Ольга Шишанова
Старые проблемы новых школьников
Устаревшие учебные программы и пособия 70-х годов прошлого века, навязывание учебных догм и практическое отсутствие интеграции в мировую систему образования - лишь часть проблем и трудностей в системе казахстанского образования
Все эти проблемы, порядком набившие оскомину, но все никак не теряющие своей актуальности, вот уже не первый год с завидной регулярностью напоминают о себе накануне каждого первого сентября. С другой стороны - сегодня в Казахстане все больше говорят о необходимости получения серьезного - от школы до института - образования.
Особенно обостряются такие дебаты накануне каждого нового учебного года.
При этом кто-то из педагогов “новой волны” предлагает учитывать личностные характеристики учащихся, кто-то ратует за систему “старых добрых ценностей”, кому-то больше по душе западная система образования. Вот и получается, что у родителей, учителей, учеников и даже работодателей свои, персональные представления о качестве обучения, которые зачастую совершенно не совпадают.
|
Мы готовим маленьких казахстанцев к будущей жизни старыми методами |
Между тем казахстанская система образования сегодня серьезно отстает от реалий современного мира. Об этом в ходе очередного августовского совещания педагогических работников образования говорил аким Астаны Имангали Тасмагамбетов.
“Наши пути решения проблем часто замыкаются на казахстанской системе образования, а о мировом образовательном пространстве мы говорим очень редко, хотя можем получить совсем иной взгляд, посмотрев на мировую практику в совокупности с процессами развития современного мира”, - считает Тасмагамбетов.
При этом, по его словам, речь идет о всеобщем поиске идей для получения динамичного, восприимчивого к требованиям времени школьного образования. “Это не мое личное мнение. В мире давно обсуждается эта проблема. В настоящее время все страны нуждаются в новых взглядах на государственную систему образования”, - говорит он.
Кстати, вспоминает об этом аким столицы не первый год. Например, в прошлом году он также советовал позаимствовать ряд образовательных методик и форм у западной системы образования, впрочем, сразу оговорившись, что “это не означает, что я сторонник всего западного. Нет. Но лучшие методики, те, что сегодня соответствуют современным требованиям, мы должны изучать и перенимать”.
Мысль хорошая, пусть и не новая. Но вот только как совместить образовательную систему Запада, отшлифованную десятилетиями проверок и постепенного внедрения, с казахстанскими реалиями обучения: невысоким уровнем преподавания, нехваткой материально-технической базы, коррупцией в учебных заведениях и, главное, дороговизной обучения?
Особенно, если дело касается частных школ, широкое внедрение которых предлагается одной из руководительниц такого учебного заведения как альтернатива государственной форме обучения.
А как же Закон “Об образовании” (статья 4, пункт 2), где говорится о том, что государство гарантирует гражданам РК получение не только бесплатного среднего общего, но и начального профессионального образования? То же самое, кстати, обещает и статья 30 Конституции РК.
Поэтому непонятно, какими соображениями руководствуются новоиспеченные директора подобных заведений, обращаясь с жалобами на определенные трудности при открытии новых частных школ. Хотя действительно, за последние несколько лет баланс государственных (71) и частных (12) школ в той же Астане не изменился.
Но главная проблема, пожалуй, все-таки не в этом, а в том, что, по мнению специалистов, “нынешняя система образования сформировала искусственную среду, которая подчинена собственному распорядку, своим внутренним правилам, но при этом весьма мало связана с окружающим миром”.
Между тем современная система образования в Казахстане призвана готовить подрастающее поколение к будущей жизни, делая основной упор на интеллектуальное развитие, в отличие, скажем, от более раннего периода, когда знания должны были служить лишь индустриальному процессу.
Однако реалии сегодняшнего дня таковы, что чаще приходится сталкиваться с выпускным продуктом современной системы обучения, который не имеет ни твердых знаний, ни практических навыков, чем с многосторонне образованным или высококвалифицированным специалистом.
Несмотря на то, что бюджет сферы образования в этом году достиг цифры в 1,3 триллиона тенге.
Астана |