|
Ботагоз Сейдахметова
Самое громкое событие прошлой недели - отказ президента США Барака Обамы приехать в Москву на встречу с российским коллегой Владимиром Путиным, в основе своей имеет забавное противостояние Запада в лице США и Востока в лице России в вопросе прав людей с гомосексуальной ориентацией. Это глубоко идеологическое несогласие Москвы и Вашингтона еще больше омрачает история с американским перебежчиком Сноуденом. Одним словом, новая холодная война, но на этот раз с сексуальным привкусом
Через много-много лет наши потомки будут читать архивы газет и посты в соцсетях и подумают, что самая главная проблема, которую решали мы в 2013 году, - это гомосексуализм и связанные с ним прочие вопросы, такие как однополый брак и усыновление детей нетрадиционными парами. Во всяком случае, у меня с некоторых пор сложилось такое ощущение, что сегодня важнее всех текущих ближневосточных войн, арабских революций, африканского голода, террористических актов в странах Запада, шпионских страстей и дела Сноудена - именно вопросы, связанные с сексом и межполовыми отношениями. Впрочем, секс, надеюсь, будет интересен во все времена.
И все же о дне сегодняшнем.
Последние реформы в ряде стран Европы, где узаконили однополые браки и теперь ведут борьбу за право таких пар брать детей, вновь провели черту между Востоком и Западом. Я люблю в такой момент цитировать Киплинга: “О Запад - есть Запад, Восток - есть Восток, и вместе им не бывать!”. В наши дни эти две древние цивилизации опять и особенно превратились в непримиримых идеологических оппонентов, потому как, собственно, именно вопрос отношений двух полов всегда и отличал нас. Так, в Восточной Европе во времена коммунизма единственным способом противостоять давлению партии была свобода обнаженного тела. Именно там, в Восточной Германии, Чехословакии, Югославии и появился такой способ протеста - нудистские пляжи, общие бани. Так наши товарищи по соцлагерю выражали свое несогласие с режимом. В то время как азиатская часть социалистического лагеря свое достоинство защищало по-другому, а именно, воспитывая девочек и мальчиков в традициях прадедов. То есть в скромности и смирении. Это я к тому, чтобы объяснить корни такого восточно-западного ментального различия. Я так думаю, что они основаны на религиозном различии: ведь в Советском Союзе гендерные аспекты жизни были основаны все же на традициях ислама и православия.
Между прочим, в тех же соцсетях сегодня распространяют забавы ради положение об обязанностях жены из советской домовой книги, изданной в 1960 годах. Не могу не процитировать, потому как тут даже не нужны никакие комментарии, ну разве что - смайлики.
Итак, советы жене: “Вы должны помнить, что к приходу мужа со службы нужно готовиться ежедневно. Подготовьте детей, умойте их, причешите и переоденьте в чистую, нарядную одежду. Они должны построиться и приветствовать отца, когда он войдет в двери. Для такого случая сами наденьте чистый передник и постарайтесь себя украсить - например, повяжите в волосы бант. В разговоры с мужем не вступайте, помните, как сильно он устал и на что ему приходится идти каждодневно на службе ради вас - молча накормите его, и лишь после того, как он прочитает газету, вы можете попытаться с ним заговорить”.
Оттуда же, из раздела “Советов для мужчин”: “После совершения интимного акта с женой вы должны позволить ей пойти в ванную, но следовать за ней не нужно, дайте ей побыть одной. Возможно, она захочет поплакать”.
Это сегодня мы громко смеемся над нелепостью этих советов. Но ведь этими рекомендациями, возможно пользовались буквально недавно наши бабушки с дедушками. Уверена, что для них они были безусловными. Так что я не удивлена, что потомки, воспитанные в духе домовой книги 1960-х годов, на дух не переносят новой сексуальной революции на Западе.
Наши мужики, включая наиболее активных участников дискуссии из числа отечественных аналитиков, политологов и журналистов, всеми силами пытаются демонстрировать свое брутальное “фи” в адрес западных попыток облегчить жизнь людям, непохожим на большинство других. Наши образованные мужчины так боятся, что кто-то усомнится в их гетеросексуальности, что только ленивый не прошелся по Бараку Обаме, который с высокой трибуны высказывал недовольство запретом в России пропаганды гомосексуализма. И сами российские мужики, похоже, не простят слова Обамы на одном из ток-шоу о том, что не может “терпеть страны, которая пытается обходиться с геями, лесбиянками или трансгендерными лицами таким образом, что их запугивают или наносят им вред”.
Разве можно после переживаний мировых политиков середины 10-х годов XXI века сомневаться в том, что главной темой нашего времени являются права геев? Конечно, нет. Во всяком случае, в глазах грядущих поколений, у которых, возможно, сексуальным меньшинством будут считаться гетеросексуалы.
А пока хочу напомнить, что история борьбы человечества за свои права в той или иной области социума говорит о том, что на этом фронте победу одержат те, кто выступал за перемены.
В этом смысле мне сразу на ум пришла довольно свежая история борьбы женщин за свои права. Ведь относительно недавно мужчины были уверены, что женщина - это вещь. А вещь не может иметь равных с мужчиной прав, не может получать образование, не может заниматься наукой. Все эти запреты были нормой каких-то сто-двести лет назад.
А вот в абсолютной исторической и географической близости существует масса современных запретов в отношении женщин. Один из них меня буквально умиляют - в Иране долгое время женщинам запрещали приходить на... футбольные матчи. Запрет снял в период своего президентства Махмуд Ахмадинежад. А приводит в восторг то, что иранки оказались рьяными футбольными болельщицами, и то, что они для этого были готовы идти на крайне опасные меры, например, переодеваться в мужское платье, приклеивать усы и бороду, чтобы проникнуть на стадион. Такие “хулиганки” у меня, как у женщины, вызывают уважение и восхищение.
Что касается поколений наших мам и бабушек, то многие права женщин, которых в пресловутой Америке добились лишь во второй половине ХХ века, были получены ими - гражданками бывшего СССР - несколько раньше - в 1917 году. Хотя красить или не красить губы, пользоваться или не пользоваться пудрой долгое время очень серьезно обсуждали в комсомольской прессе. Так что борьба за право быть красивой и не заработать при этом неприличного звания тоже была чуть ли не кровавой.
И вообще, вся история борьбы за права женщин была непростой, ведь законы этого мира всегда обслуживали только мужские прихоти.
В конце XVIII века все штаты США приняли законы, запрещавшие женщинам принимать участие в выборах. И тогда же был опубликован первый документ феминизма - “Декларация прав женщины и гражданки”. Автор - французская писательница Олимпия де Гуж - доказывала, что игнорирование прав женщин, тирания сильного пола являются причиной нравственного разложения общества, что женщина рождена свободной и ее права не отличаются от прав мужчин. За что первую феминистку мира... казнили как роялистку, врага революции и как женщину, “забывшую о достоинствах своего пола”.
Равные избирательные права с мужчинами француженки получили лишь в 1945 году. То есть спустя два века после казни Олимпии де Гуж.
|
Советские женщины раньше прочих женщин мира получили все политические права еще в 1917 году |
Но самыми отчаянными борцами за права женщин были американки. В середине XIX века в США 68 женщин и 32 мужчины подписали Декларацию чувств, которая стала основой для развития движения в защиту прав женщин. Многие положения из этого документа через сто лет вошли во Всеобщую декларацию прав человека. Чуть позже была создана первая общенациональная организация американок, которая боролась за предоставление женщинам права голоса. Их называли суфражистками. Между прочим, именно суфражистки начали носить брюки, чтобы таким образом продемонстрировать равенство полов, в том числе и в одежде.
В первые годы ХХ века суфражистские организации США, Канады, Великобритании, Германии, Голландии, Норвегии и Швеции объединились в Международный союз за женское равноправие. Боролись прежде всего за избирательные права женщин, опорой этого движения был средний класс, интеллигенция и буржуазия. Поэтому марксисты отличали буржуазный феминизм от пролетарского (пролетарские феминистки боролись за социализм, который должен был решить все проблемы женщин).
Временное российское правительство в 1917 году объявило о своем решении предоставить женщинам все политические права. Этот принцип был подтвержден и после того, как к власти в России пришли большевики. Россия стала одной из первых стран мира, предоставивших женщинам равные права с мужчинами.
В США право голоса для женщин защитила 19-я поправка к Конституции США, которая официально вступила в силу в 1919 году.
Потом были серьезные дискуссии на тему “домашнего рабства” женщин, равенства на работе и в семье, право на аборты, право на разводы. К слову, тот самый пресловутый и спорный закон о sexual harrassment, или приставание к женщинам на рабочем месте, был принят в 1986 году. В наших азиях такого закона нет, и, честно говоря, слава богу. Ведь эта слишком большая победа феминизма, по сути, дискриминирует уже естественные права мужчин быть мужчинами. Но это к слову.
А что касается нынешних реалий, то сегодня эксперты спорят, что особенно больно ударило по американо-российским отношениям: запрет “пропаганды гомосексуализма” в России или “дело Сноудена”, который прячется от американского правосудия в России. Кто или что важнее в этой ситуации: шпион-перебежчик или бесправные геи России? Вопрос далеко не шуточный. Сначала американский лидер Барак Обама эпатирует, заявляя, что не поедет в гости к Владимиру Путину, мол, тот геев не уважает. Для Путина и Москвы такой ход событий совсем не в их интересах, - может не только сорваться саммит “Большой двадцатки” в Санкт-Петербурге, но даже - Олимпиада в Сочи. Ведь вслед за Обамой на Западе началась кампания, о которой пишут американские журналисты: мол, кто-то предлагает объявить бойкот русской водке, другие призывают прекратить “побратимство” 27 городов США с российскими городами и даже запретить авторам “антигейского закона” в России въезд в США.
Об Эдварде Сноудене в этом контексте не вспоминают, как видите. Ну разве что отдельные американские товарищи считают, что Эдвард Сноуден должен найти в себе мужество и сдаться американским властям. Ведь лучше худая дружба, чем большая война. Да и все сноудены вместе с геями не стоят того, чтобы Запад и Восток снова стали по разные стороны баррикад. |