ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ Горячие новости / Культура

Ольга Шишанова
В Музее современного искусства Астаны проходит вернисаж под девизом “Первые женщины - художницы Казахстана”, который объединил в себе коллекции двух казахстанских музеев - столичного МСИ и Государственного музея изобразительных искусств имени А.Кастеева из Алматы

В центре экспозиции расположены живописные картины двух известных мастериц: Айши Галимбаевой и Гульфайрус Исмаиловой. Сегодня их имена знает, пожалуй, каждый ценитель прекрасного. И не только потому, что они - первые женщины-казашки, которые посвятили свою жизнь и художественное творчество новому Казахстану. Ведь благодаря их произведениям, которые стали основой национальной художественной сокровищницы, был создан целый культурный пласт, который до сих пор влияет на мировоззрение целой эпохи.
По мнению многих арт-критиков, в том числе и зарубежных, невозможно оценить ту роль, которую сыграли женщины-художницы нашей республики, причем не только в искусстве, где она просто огромна, но и в обществе, которое сложилось в те годы.
alt
Как заметила искусствовед Камилла Ли, “они - выдающиеся мастера изобразительного искусства, стоявшие у истоков становления и развития художественной школы Казахстана, прошли испытание временем и оставили в истории искусства свой особый след - великолепные произведения искусства. Сложной и интересной была жизнь каждой из них, они перенесли многие невзгоды и выстояли. И имена их навсегда связаны с Казахстаном”.
“Наши музеи предлагают вновь окунуться в то непростое время, почувствовать и пережить его коллизии, отдать дань мастерам, вложившим в этот сложный творческий процесс свой талант и свое сердце. Зритель познакомится с творчеством 28 художниц, чьи произведения донесли до наших дней дух 30-х, 40-х, 50-х, 60-х годов ХХ века, эстетику и мировосприятие этого уже невозвратимого периода”, - поделилась своими мыслями в ходе открытия выставки директор МСИ Нелли Шиврина.
По словам организаторов, на представленной ретроспективной выставке экспонируют около 150 произведений живописи, графики и скульптуры разных видов и жанров, которые были созданы с 1917 по 1993 годы прошлого века, представляющие собой не только художественную, но и историческую ценность, причем многие из картин экспонируются впервые.
И каждая из них создала свой неповторимый творческий почерк. Например, произведения Айши Галимбаевой всегда отличались свежестью и поэтичностью, профессиональное ее мастерство воспевало весеннюю степь, цветущие деревья, простых чабанов, юных красавиц. В красочных интерьерах казахских юрт - нарядные кошмы, чии, вышивки, резьба по кости и дереву, ювелирные изделия. Как отмечают искусствоведы, “все эти предметы органично вошли в искусство Галимбаевой, обогащая ее жанровые картины, композиционные портреты и натюрморты, придавая им неповторимую достоверность”. В своих произведениях она постоянно превозносила образ казахских женщин и национальный колорит. Это такие картины, как “Автопортрет”, “Натюрморт (черный поднос)” из собрания МСИ и “Портрет Абая”, “Чайная посуда. Натюрморт” из собрания Государственного музея искусств имени А.Кастеева.
alt
А вот художница театра и кино, актриса Гульфайрус Исмаилова стала поистине легендой казахстанского живописного искусства. Это была очень разносторонне одаренная художница, природа щедро наградила ее красотой, умом, чудесным голосом, драматическим талантом, даром живописца. При этом ее имя связано с ведущим театром страны - Казахским государственным театром оперы и балета имени Абая. Художественное оформление и костюмы всех спектаклей, которые она оформляла, отличались глубоким проникновением в сущность народного искусства и тщательной организацией сценического пространства. Кроме того, она оставила после себя и галерею портретов своих современников. Это “Портрет М. Ауэзова”, “Автопортрет”, “Портрет актрисы Г.Нуралиевой”, “Портрет Дины Нурпеисовой”, “Портрет С. Кошербаевой” и многие другие.
Не стоит забывать, что первые годы развития казахстанского искусства были серьезно связаны и с активной творческой средой, сформированной внешними обстоятельствами, зачастую носившими драматический характер. Например, в годы репрессий и фашистской оккупации в Казахстан, и особенно в Алма-Ату, были эвакуированы многие известные художники, актеры, режиссеры, писатели. Кто-то был сослан, кто-то эвакуирован, но всем им в те времена лихолетья Казахстан спас жизнь. Все эти люди, высокообразованные, интеллектуалы и интеллигенты, профессионалы в своей области, помогли сформировать активную творческую среду, в которой, как в родной колыбели, вырастало нетрадиционное для национальной культуры новое изобразительное искусство Казахстана.
Так, в годы репрессий были сосланы в Казахстан Елизавета Говорова и Илона Токай. Говорова, впоследствии ставшая заслуженным деятелем искусств КазССР, всегда была постоянной участницей выставок “Мира искусства”, она соратница Максимилиана Волошина, была репрессирована только за то, что положительно отозвалась о рисунках Пикассо. Уже будучи в Казахстане, она работала преимущественно в станковой графике, проявив себя одновременно ярким многогранным пейзажистом. В нынешней экспозиции представлены ее красочные работы “В еловом лесу. Дорога на Медео”, “Ели на краю обрыва” и “Черемуха”.
Ее коллега по цеху - живописец Илона Токай родилась в Венгрии, училась в Венгерской школе изобразительных искусств и римской Академии художеств. В 1934 году вышла замуж за советского художника Акцинова. Но, переехав с ним в 1938 году в Москву, была репрессирована и сослана в Казахстан без права переписки. Так сложилась судьба, что с 1945 года она оказалась в Алма-Ате, работала в художественной артели, расписывала игрушки и давала уроки рисования соседским мальчишкам, среди которых были Герман Безукладников и Камиль Шаяхметов, ставшие потом известными художниками. На представленном вернисаже показаны две ее картины: “Нурсулу” и “Полевой концерт”.
В годы Великой Отечественной войны из блокадного Ленинграда в Казахстан были эвакуированы живописцы-графики Регина Великанова и последняя ученица Петра Филонова Татьяна Глебова. Из Киева - живописец Эмилия Бабад, из Ворошиловграда - скульптор Зоя Береговая, из Харькова - живописец Мария Лизогуб.
Оказавшись в Алма-Ате, та же Великанова, чьи работы отличает тонкая наблюдательность, иллюстрировала стихи великого казахского поэта Абая, произведения детской литературы. Много сил и времени она отдавала излюбленному жанру городского пейзажа, не случайно в экспозиции представлены ее работы “Сумерки в Алма-Ате”, “ТЮЗ вечером в 1947 году” и “Весенняя Алма-Ата” - работы, напоенные воздухом и светом.
Татьяна Глебова ездила по алматинским окрестностям, запечатлевала поэтические образы казахских женщин, простые сцены аульной жизни. На выставке представлены ее работы “Торговка кумысом” и “Казашка на ослике” из серии “Казахстан”.
Кстати, и Говорова, и Великанова много произведений посвятили природе Заилийского Алатау, в который, по их собственному признанию, они просто влюбились, а также городу, людям, с которыми они прожили здесь свою жизнь.
Искусство заслуженного деятеля искусств КазССР Марии Лизогуб посвящено камерным и бытовым сценам. Ее особенно привлекал образ казахской женщины, ее мудрость и стойкость, как эпические черты национального характера. Привлекателен был для художницы и красочный интерьер казахской юрты - и как среда обитания, и во многом как дело искусных женских рук. Эта тема навсегда осталась одной из главных в творчестве Лизогуб, а на выставке представлены ее “Рахат и дети”, “Ирисы” и “Садовница”.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение