|
Ольга Шишанова
Незаконная торговля дикими животными и краснокнижными растениями, мировой оборот от которой, по данным Интерпола, оценивается в 15 миллиардов долларов, вышла на второе место после торговли наркотиками, обогнав работорговлю и контрабанду оружия
Сегодня основным документом, который регулирует международную торговлю и перемещение через таможенные границы государств животных и растений, является Конвенция “О международной торговле дикими видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения”, так называемая СИТЕС.
Конвенцию создали в 70-е годы прошлого столетия под давлением “зеленых” и правительств многих стран, всерьез озаботившихся исчезновением с лица земли многочисленных видов флоры и фауны. На сегодняшний день в ее состав входят 170 государств, в том числе и Казахстан, который присоединился к конвенции в апреле 1999 года.
С тех пор республика вроде бы должна выполнять все те положения, которые определены этой конвенцией, и которая регулирует даже перемещения ремешков от часов, сделанных из шкур редких видов животных.
Однако, согласно специальному Постановлению правительства №705, регулировать учрежденные правила ввоза и вывоза живой фауны, ее частей и дериватов, включенных в приложение этой конвенции, в нашей стране фактически начали только с 31 мая 2012 года, в то время как соответствующие поправки внесли в УК РК еще в 1997 году.
То есть получается, что все это время, по словам начальника управления животного мира Комитета лесного и охотничьего хозяйства МООС РК Бахытбека Дуйсекеева, “мы были не очень определены в части мер незаконного ввоза, оборота, особенно тех видов, частей и дериватов, которые находятся под угрозой исчезновения или запрещены вообще к изъятию из природы”.
Что, естественно, не могло не сказаться на общем состоянии казахстанской флоры и фауны, когда рога того же краснокнижного сайгака не продавал разве что ленивый. Да и сейчас “самая большая наша проблема, которую мы стараемся решить, - это сайгаки и сайгачьи рога”, сетует Дуйсекеев.
Впрочем, среди стран СНГ в отношении как контрабанды, так и браконьерства, согласно данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), уверенно лидирует Россия. Причина - в особенностях географического положения и богатстве флоры и фауны этой страны, благодаря чему она выступает одновременно экспортером, импортером и страной транзита, несмотря на то, что к вывозу там запрещено более 15 тысяч различных видов животного и растительного мира (в Казахстане - 1285).
Да и в отношении определения контрабанды Казахстану “повезло” меньше. Например, если в России за контрабанду живого товара (статья 188 УК РФ) можно получить до пяти лет лишения свободы, то у нас нелегальный провоз животных или растений рассматривают как контрабанду только в том случае, если их стоимость превышает 50 тысяч МРП (статья 209 УК РК). Только в этом случае дело может быть доведено до суда. А может и не быть.
Причем во многих случаях Казахстан является транзитным коридором, по которому переправляют черепах - в Россию и Украину; лори, рептилий и насекомых - в Польшу и Германию. Краснокнижные беркуты, орлы и соколы через Узбекистан “уходят” в ОАЭ.
Но и в этом случае казахстанские пограничники могут, задержав контрабандистов за незаконное пересечение границы, только передать дело в смежные службы - МВД РК, Комитет таможенного контроля и т.п.
Что при этом происходит с живым товаром, представители ПС КНБ РК и КЛОХ МООС РК комментируют по-разному. По их данным, чаще всего животных и птиц выпускают в естественную среду обитания, иногда передают зоопаркам. Да это и неудивительно - ведь приютов по передержке конфискованных на таможне животных в Казахстане нет. Даже в России первый такой приют открыли в Москве лишь в 2007 году.
Кроме того, полномочия пограничников заканчиваются на таможне, а права представителей МООС РК не распространяются даже внутри страны. “Внутри страны должны ветеринарные и правоохранительные службы проверять. И налоговая, и еще финполиция, а вот мы не имеем права”, - говорит Бахытбек Дуйсекеев. Более того, по его словам, “то, что находится на реализации в магазинах, - это не входит в компетенцию нашего комитета, мы занимаемся только теми представителями флоры и фауны, что распространены в дикой природе, краснокнижниками”.
Между тем не так давно в ходе объединенной коллегии премьер-министр РК Серик Ахметов потребовал от Министерства сельского хозяйства и Комитета таможенного контроля до конца июля текущего года решить вопрос о передаче функций по ветеринарному и фитосанитарному контролю на границе таможенникам. Однако вопрос до сих пор остается открытым.
Да и то, что творится внутри республики, по большому счету, мало кого касается - закон на этот счет не предусмотрен. Конечно, ветконтроль МСХ РК, ДВД и им подобные службы должны совершать рейды хотя бы по коммерческим точкам, где сегодня торгуют экзотикой, начиная от обыкновенных хомячков (как-никак тоже представители дикой природы) до заморских попугаев, стоимость которых колеблется от 3 тысяч тенге до 15 тысяч долларов.
Однако, по закону, нельзя продавать только тех животных или птиц, которых незаконно ввезли в страну, в то время как разведенных в неволе - можно. Но отличить одних от других, да еще и доказать это практически невозможно - со специалистами, которые могут отличить подлинные документы на представителей флоры и фауны от подделки, у нас не густо. Совсем.
Астана
Справка “НП”
- В США вопросы торговли представителями животного и растительного мира регулирует Закон Лейси, который предусматривает тюремное заключение сроком до 5 лет и штрафы до 250 тысяч долларов за нарушение закона частными лицами и до 500 тысяч долларов - организациями.
- Статья №151 Уголовного кодекса Китая за контрабанду редких животных и растений предусматривает срок лишения свободы от пяти лет и выше. При этом контрабанда панды, белогрудого либо бурого медведя и особенно тигра наказывается смертной казнью.
- В Австралии закон жестко пресекает попытки нелегального вывоза диких животных из страны - максимальное наказание для задержанных предусматривает выплату штрафа размером в 100 тысяч долларов и лишение свободы на срок до десяти лет.
- Суровое наказание за контрабанду редких видов фауны и браконьерство предусмотрено в ЮАР. Например, за рог носорога браконьеру грозит штраф в 41,7 тысячи долларов и тюремное заключение сроком на 10 лет.
- В Казахстане контрабандистов могут ждать полная конфискация товара либо штраф и принудительное растаможивание. Итоговое решение, как уже говорилось, будет зависеть от стоимости контрабанды. |