|
Сергей Козлов
Спутники неплохо бы выводить на орбиту вместе с их разработчиками
Комиссия, занимавшаяся расследованием падения ракеты “Протон-М” 2 июля на Байконуре, огласила результаты своей работы. Итак: причиной падения ракеты стала неправильная установка датчиков угловой скорости. При сборке эти датчики перевернули на 180 градусов.
Таково заключение комиссии Роскосмоса. Установить это, как говорится, исследовав вещественные доказательства, не представлялось возможным, так как все, как известно, сгорело, и выводы делались по косвенным данным, в том числе по видеоматериалам. По тому, например, как вела себя ракета перед падением. А она, спустя несколько секунд после старта, начала “болтаться” из стороны в сторону и завалилась набок. Из этого, надо полагать, и был сделан вывод: система управления ракетой получала некорректные данные о ее ориентации, что и привело к падению.
Казалось бы, нам какая разница, почему ракета “завалилась”, для нас важно, чтобы они впредь больше не падали. Но разница есть, и немаловажная.
Дело в том, что комиссия эта - она явно заинтересованная. Ибо состоит из представителей ведомств и организаций, которые и создавали “Протон” и все системы, задействованные в старте. А такие комиссии никогда своей вины в аварии не признавали и не признают. Слишком богата практика подобных “расследований”.
В результате мы “узнали” о том, что кто-то там при сборке по ошибке перепутал конфигурацию датчиков. Ну перепутал и перепутал. С кем не бывает. Найдем и накажем. И все дела. В следующий раз уж будем следить за датчиками, чтоб их уже не перепутали. Ну а если перепутают еще чего-нибудь, так от этого, сами понимаете, никто не застрахован.
Однако есть и другие выводы, но не заинтересованных лиц, а независимых специалистов. Многие обратили внимание на то, что в пламени стартовавшей ракеты отчетливо были видны поток чего-то бурого и дым. Это свидетельствовало о том, что произошла утечка какого-то компонента из состава топлива при старте, что могло привести к пожару и даже к раннему старту.
Тем, кто хоть что-то понимает в технических особенностях ракетостроения, или тем, кто давно работает с этой темой (скажем, журналистам, пишущим о космосе), не надо объяснять, что легче всего свалить вину на неких технических исполнителей при сборке ракеты. Тогда как речь идет об очередном системном сбое - и не на этапе сборки! - а в цепи производства ракеты. Ибо вполне возможно, что произошла утечка топлива из разгонного блока.
О таких случаях не раз писали ранее, но, как правило, они “замазывались” другими, более простыми и отводящими от истинных причин казусами. Или окислитель куда-то переливается по причине якобы неправильно установленного сенсора, или какой-то украинский приборчик вдруг неправильно включился. Но на сей раз есть надежда, что истинные причины все же будут установлены.
Ведь следом за комиссией Роскосмоса ожидаются выводы другой комиссии, созданной вице-премьером российского правительства Дмитрием Рогозиным и состоящей из независимых от Роскосмоса экспертов. И проверить она должна всю систему производства, а отнюдь не только этап сборки. Рогозин уже заявил о том, что главной причиной аварий последних лет стало устранение института военной приемки космических агрегатов.
То есть элементарное падение дисциплины и отсутствие ответственности как со стороны конструкторов, так и сборщиков. Так что подождем начала августа, когда и даст свои выводы комиссия Рогозина.
Что же касается требований некоторых наших политиков “взять и убрать” космодром из Казахстана, так это пусть останется на их совести - стране, которая стала колыбелью всей мировой космонавтики, нужно не избавляться от космодрома, а активнее его использовать ради своих интересов. И отнюдь не только коммерческих.
|