|
Ольга Шишанова
Каких ролей ей только не довелось переиграть более чем за 30 лет - как в кино, так и в театре. Сегодня ее называют летчицей, санитаркой и принцессой в одном лице. Евгения Симонова - известная актриса Театра имени Маяковского, а теперь уже и “Современника”, побывала на гастролях в Астане в честь дня рождения столицы
- Евгения Павловна, почему вдруг “Современник”?
- Вообще-то я проработала 40 лет в Театре имени Маяковского. Но тут так получилось, что пригласили в “Современник” и я согласилась. В Театре Маяковского у нас был очень сильный, мощный художественный руководитель. Он настолько на нас давил, что выжить можно было только сплотившись. Не оставалось времени ни на интриги, ни на склоки - мы дружили цехами.
Когда я пришла два года назад в “Современник”, то сначала робела - ведь я знала, что в этом театре работают сильные личности, и мне в нем придется непросто. Я долго готовилась, но была поражена тем, как меня приняли - театр, которым руководит Галина Волчек, оказался с очень доброй, нежной и творческой обстановкой.
- Как происходил отбор репертуара для предстоящих гастролей?
- При выборе репертуара должно совпасть много самых различных вещей - сцена, декорации и тому подобное. Мы привезли три совершенно разных спектакля. Пьеса “Три сестры” весьма близка к первоначальным постановкам, поскольку является классикой, и с ней было проще. Техническая особенность спектакля “Враги. История любви” в том, что он до этого вообще никогда никуда не выезжал. Астана стала первым городом его гастролей, для чего нам пришлось паковать его декорации в семь рефрижераторов.
- Действительно ли, что у этой пьесы было несколько постановок?
- Да. И наша отличается, скажем, от постановки израильтян. У нас и “температура повыше” в процессе, и сцены другие, и актрисы не сидят на сцене, поскольку атмосфера в спектакле очень “больная”. Хотя, на мой взгляд, нет смысла говорить о разнице, надо смотреть историю. Мы постарались сделать это, насколько сумели.
- Насколько актуальна, по-Вашему, тема этого спектакля?
- Это тема холокоста, которая в том же Израиле впитана с молоком матери. Но и в России спектакль прошел с успехом, хотя от нас тема холокоста отстоит далеко. Для тех же, кто был ее участником, она не кончается никогда. В истории есть вечные вещи, не теряющие своей актуальности, сколько бы ни прошло времени.
- Говорят, что артисты по-особенному чувствуют публику и время. Что доминирует в представленном спектакле - время, любовь или история?
- Это неделимо. Сегодня главная героиня готова совершить ради любимого поступок, а в другом случае - она серьезно обижает другую женщину. Так что там и вражда, и любовь, и еще много чего намешано.
- На что охотнее всего откликается зритель - на смех или на слезы?
- Не бывает такого, когда лишь на смех или еще что-то. Если спектакль хорош, то он будет хорош во всем и, соответственно, произведет нужное впечатление.
- Что Вы думаете о работе провинциальных театров?
- Нет провинции. Есть просто хорошие и плохие театры. То есть театр либо есть, либо его просто не существует.
- Почему не видно театральных спектаклей на DVD-дисках?
- Кино это кино. А что касается театра, то, к сожалению, я не вижу, например, смысла показывать театральный спектакль на DVD - теряется качество восприятия, нет ощущения того, что все происходит “здесь и сейчас”. То, что идет сегодня в “Современнике”, и то, что на пленке, - это небо и земля. Театр надо смотреть вживую. Кроме того, у нас нет таких профессионалов, которые могли бы создать качественную перезапись.
- По-вашему, какие художественные произведения, созданные в течение предыдущих 20-30 лет, могут стать классикой в традиционном понимании этого слова?
- Думаю, что это могут быть произведения Гинзбурга, “Золото Пармы” Захара Прилепина, “Время женщин” Елены Чижовой. Кроме того, я считаю, что большое достижение в русской литературе - это Николай Коляда.
Астана
Справка “НП”
Евгения Симонова родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде.
Училась хореографии, окончила музыкальную школу имени Гнесиных.
В 1972 году она поступила в театральное училище имени Б. В. Щукина на курс Ю.Катина-Ярцева. Окончив в 1976 году театральное училище, начала работать в труппе Московского академического театра имени Маяковского у знаменитого режиссера Андрея Гончарова. За роли в спектаклях “Леди Макбет Мценского уезда”, “Жизнь Клима Самгина”, “Молва”, поставленных на сцене этого театра, в 1984 году актриса удостоена Государственной премии СССР. В 1995 году Евгении Симоновой за роль в спектакле “Жертва века” присуждена премия имени Станиславского, а также премия правительства Москвы.
В кино актриса дебютировала в 1973 году, еще будучи студенткой. На роль летчицы Маши Поповой в фильме “В бой идут одни “старики” Симонову пригласил Леонид Быков, создатель этой одной из лучших в советском кинематографе картины о Великой Отечественной войне. Однако имя Евгении Симоновой стало широко известным в 1975 году после выхода на экраны комедийной ленты Георгия Данелия “Афоня”, в которой она исполнила главную женскую роль - Кати, а главного героя сыграл Леонид Куравлев.
В числе лучших киноработ Евгении Симоновой можно назвать Принцессу в блистательной постановке Марка Захарова “Обыкновенное чудо”, Зинаиду Федоровну в мелодраме по рассказу А. Чехова “Рассказ неизвестного человека”, Джил в телесериале “Рафферти”, Анну Григорьевну Сниткину в биографической ленте “Двадцать шесть дней из жизни Достоевского”. Из последних фильмов с участием актрисы стоит упомянуть “Русский регтайм”, “Роль”, “Призрак дома моего” и, конечно же “Дети Арбата” в постановке мужа актрисы Андрея Эшпая, где она сыграла роль матери Саши Панкратова. |