|
Константин Маскаев
Представители государственных органов Казахстана подтверждают факт массовой гибели рыбы в верховьях реки Или ниже государственной границы с КНР, который зафиксировали в начале минувшей недели (см. публикацию “Рыбный день” в №73 “НП” от 5 июля). Первые признаки проблемы появились в Панфиловском районе (административный центр - Жаркент) примерно во вторник: на берег стало выносить туши крупных сазанов, сомов, толстолобиков, белых амуров. Мелочь несло течением
По горячим следам получить комментарии оказалось не так просто. Например, в КазНИИ рыбного хозяйства отказались комментировать тревожную ситуацию и согласились продолжить общение только в форме официальных запросов. Неохотно шли на контакт и в Талдыкоргане. В то же время наши товарищи сообщали с места событий, что властям о массовой гибели рыбы известно: на берегах реки Или работают представители государственных органов, берут пробы воды, грунта и рыбных туш. Присутствуют представители областной администрации, экологи, инспекторы рыбоохраны, летает вертолет.
Первые дни руководители расположенных по берегам реки охотничьих и рыбьих угодий не стали рисковать и не утилизировали погибшую рыбу.
- Три-четыре дня мы наблюдаем эту ситуацию, - рассказал председатель охотобщества “Адал” Мухтар Токтамысов. - Не рискнули утилизировать, поскольку имеется риск, что нас обвинят в незаконном промысле. Только в четверг после обеда (4 июля) позвонили представители власти и в форме поручения сказали, чтобы мы занялись захоронением рыбы. Отправил егерей. Будут закапывать. Сжигать не получится, поскольку рыбы слишком много.
Он также добавил, что подобные инциденты происходили и раньше (в 1999 и 2008 годах), но в этот раз масштабы оказались гораздо значительнее. Вот что рассказали нам в начале недели те специалисты, которые побывали на месте.
Замначальника управления Балхаш-Алакольской межобластной инспекции рыбного хозяйства Кайрат Садыков:
- По факту организовали комиссию, которая расследует инцидент. Вместе с нами на месте работали экологи, представители МЧС, ветеринары. Пробы воды, почвы и рыбы брали в 25 километрах ниже госграницы. Результаты углубленных анализов будут известны в течение нескольких дней. Но первоначальные тесты не выявили наличия токсических веществ, тяжелых металлов. На первый взгляд, все в норме. Первоначальная версия такова: гибель рыбы могла произойти на сопредельной территории, а в казахстанские воды ее уже просто приносило течением.
Заведующий лабораторией гидроаналитики КазНИИ рыбного хозяйства Юрий Комендантский:
- Об инциденте нам стало известно на третий день, наш сотрудник был на месте 4 июля, взял все необходимые пробы. На тот момент гидрохимический режим уже оказался в норме. У рыб не выявлено никаких патологий, естественная причина исключается, прослеживается антропогенный фактор. Но результаты наших анализов не могут корректно отобразить картину. Мор произошел примерно 1 июля, пробы взяты значительно позже, когда рыба уже испортилась. Наш сотрудник пытался найти на берегу или выловить из воды образцы еще живой рыбы, это позволило бы исследовать печень и другие органы. Ни одного живого образца! Вся рыба - дохлая.
Это свидетельство указывает и на масштаб произошедшего. Ценная и редкая рыба, среди которой можно встретить белого амура, краснокнижных щипа, усача, а вместе с ними сома, сазана, толстолобика, в это время идет на нерест.
Известно, что на территории Казахстана на всем протяжении реки Или нет заводов. А вот в Китае таких промышленных предприятий достаточно. Все указывает на то, что причину нужно искать именно там. Не исключено, что произошла какая-то нештатная ситуация, которая привела к сбросу в воду вредных веществ. Юрий Комендантский предполагает, что имело место разовое локальное воздействие, так называемое “пятно” нефтепродуктов или иных химвеществ, следы которых уже невозможно обнаружить, концентрация со временем стала практически незаметной.
Представители районной прокуратуры, где зафиксирован инцидент, занимаются сбором материала, но особых перспектив от данного дела, понятно, не ожидают: на данный момент химия в норме, все проблемы в буквальном смысле смыло водой.
Но, надо полагать, масса отравленной, хоть и разбавленной идущей следом воды, рано или поздно достигнет или уже достигла мест отдыха, то есть Капшагайского водохранилища. Это значит, может достаться и людям. Пробы воды брались почти у госграницы. О пробах воды из водохранилища никаких сведений нет.
По-видимому, уместно было бы ожидать какого-то комментария на этот счет в первую очередь от главного санитарного врача. Насколько известно, с момента обнаружения тревожной ситуации не было сделано ни одного предостережения, например, в том числе и о том, что погибшая по неизвестной причине рыба может оказаться на рынке!
Изначально тревогу забили только два издания, включая наше. Для казахстанцев этой проблемы как бы не существовало. Тем не менее Минздраву следовало бы проявить компетентность и выступить с разъяснениями.
О реакции казахстанского МИДа на ситуацию в трансграничной реке нам ничего не известно. |