|
Айгерим Бейсенбаева
Провокационный постер нового российского фильма “Игра в правду” с разнополой компанией людей под одним одеялом, сделанный в духе легковесных лент вроде “Любовь в большом городе” и прочих, с верным просчетом и коварством сбивает с толку.
Но, возможно, только так можно завлечь на подобное кино поколение людей, которые не ходят в театры
Премьерный фильм этой недели - российская комедия “Игра в правду” режиссера Виктора Шамирова является довольно удачной адаптацией театрального спектакля в кинематографических реалиях. Сама пьеса, поставленная по материалу знаменитого французского драматурга Филиппа Лелюша, давно завоевала признание театралов. Знакома она и алматинским зрителям - весной прошлого года постановка Шамирова представлялась на казахстанской сцене.
Практика дословного переноса спектаклей обеспечивает коммерческий успех промышленных масштабов театральным деятелям и дарит современному легковесному кино психологический окрас хорошей драматургии. Разумеется, сюжеты избираются из разряда популярных и доступных для восприятия современного зрителя. Например, хорошую кассу в прокате собрали в свое время киноспектакли российского “Квартета И”. Правда, по сравнению с легкой свежей лентой “О чем говорят мужчины” картина “Игра в правду” - это более глубокая драматичная история.
С первых минут фильм выглядит как комичная исповедальня в духе вышеупомянутой картины “О чем говорят мужчины”. Трое друзей в запущенном кризисе среднего возраста встречаются, чтобы за высокоградусной трапезой обсудить свою жизнь, работу, женщин и, конечно, вспомнить былое. Представители потерянного поколения 90-х, бизнесмен Марк, автодилер Геннадий и непризнанный гений науки Анатолий в запущенной квартире последнего разливают по стопкам спиртное и воспоминания. Годы ушли, мечты не сбылись, только и остается, что воскрешать в памяти проделки юности. Между хулиганствами и непрерывными шутками выясняется, что хозяин дома накрыл стол на четыре персоны, решив разбавить их веселую мужскую компанию загадочной гостьей.
Кто эта женщина? У каждого героя с ней связаны свои воспоминания, но для всех она осталась в памяти как самая красивая девушка курса Майя, невоплощенная мечта, в которую были влюблены все трое.
И вот Майя появляется, и друзья со смешанным чувством ужаса и сочувствия видят, как ее покалечила жизнь. Вольный поток шуток прерывается, все слова теперь не к месту, фальшь звенит в как бы разреженном воздухе комнаты. Условные рефлексы естественного общения утрачены, и, чтобы их восстановить, старым друзьям остается только одно - говорить правду, отринув лицемерную тактичность и привычную скрытность.
Настроение фильма меняется, как погода за окном холостяцкой квартиры главного героя. Теплый закат ностальгических воспоминаний сменяется охлаждающим ливнем суровой реальности и настоящей грозой драматических разборок. Герои затевают свою игру в театрально-утрированных интерьерах в стиле перестроечного периода, и временами становится понятно, что это уже никакая не игра. Комичное хулиганство сменяется пронзительным трагизмом. Вместе с откровенными шутками выливается настоящая правда - Майя, как воплощение утраченной юности, взрезает своим молчанием, как скальпелем, их неудавшиеся жизни. Всплывают старые грехи, проступки, предательства, и приходится, не сходя с места, решать - можно ли простить вину за сроком давности.
Не знаю, что осталось в этой постановке от европейской драматургии Филиппа Лелюша, но сама лента поставлена в духе какого-то доброго теплого реализма. Герои шутят о “квартире после ремонта”, бобслее, эталонных поцелуях. Говорят об откровенных вещах, но при этом умудряются не скатиться до пошлости.
Театральный формат фильма нисколько не ограничивает повествования. Помимо четверых героев в кадре - никого, действия разворачиваются в камерной обстановке одной тесной квартиры. Но подкупают сразу несколько обстоятельств. Режиссер смог увлекательно подать это незамысловатое действо без невнятных расплывчатых флешбеков, параллельных повествований, рубленой клиповой съемки, спецэффектов и прочих кинематографических наворотов, порой замещающих психологизм.
Второе - это полное отсутствие бросающегося в глаза продакт-плейсмента. И это несмотря на то, что продюсером фильма является коммерческий гуру Тимур Бекмамбетов.
И третье - это достойная игра актеров. Большинство российских (и казахстанских) фильмов сделали нас привычными к плохой актерской игре, и когда мы сталкиваемся с театральными стандартами, даже на уровне комедии, мы видим это досадное несоответствие.
Роли в картине сыграли актеры одноименного спектакля - Гоша Куценко, Дмитрий Марьянов, Константин Юшкевич и Ирина Апексимова. Среди перечисленных, пожалуй, только Гоша Куценко не очень вписывается в свой персонаж выпивающего физика, остальные же демонстрируют точное попадание в образы.
А главное, фильм “Игра в правду” выглядит как качественный пробник настоящего театра, и по выходу из зрительного зала тянет сходить на хорошую театральную постановку. |