|
Айгерим Бейсенбаева
Культура распространяется, как вирус. Этим летом “подхватить” этот благодатный “вирус” можно практически на каждом шагу. Второе лето подряд в Алматы функционируют так называемые арт-площадки, кочующие по шести районам города.
Главный проект лета “Арт-площадка-2013” проводится по инициативе управления культуры Алматы и общественного объединения “Евразийский культурный альянс”.
Первый культурный марафон стартовал в середине июня - волна концертов, ярмарок и нестандартных перформансов прокатилась по городу.
Следующий арт-десант высадится в парке Алатауского района уже на этих выходных. Случайные и подготовившиеся зрители увидят выступления известных казахстанских коллективов, таких как группа MEZZO и фольклорно-этнографический ансамбль “Сазген Сазы”, завязнут между рядами ярмарки изделий декоративно-прикладного искусства и смогут оценить хиты казахстанского кинематографа - художественный фильм “Шал” студии “Казахфильм”, “Анши бала” и “Препод”. Также ожидается выступление артистов Государственного цирка
|
Мы поговорили с человеком, который запускает этот сложный многоступенчатый механизм под названием “Арт-площадка”.
Соорганизатор проекта, руководитель Общественного объединения “Евразийский культурный альянс” Игорь Слудский рассказал о концепции доступного искусства - о проектах “Арт-площадка” и ArtBatFest:
- Игорь, “Арт-площадка” проводится уже второй год, и уже можно подвести какие-то итоги - что было удачным ходом, от чего пришлось отказаться?
- Да, это уже второй “сезон” “Арт-площадок”. Проект был инициирован в прошлом году управлением культуры акимата Алматы и стал частью большой программы, приуроченной к Году культуры в Алматы. В этом году часть организационных задач, касающихся написания общей концепции и творческого наполнения, управление культуры поручило нашему объединению.
Основной формат в этом году практически не изменился. Частота мероприятий осталась на прежнем уровне. Поменялось несколько локаций площадок, что как раз и является моментом улучшения и оптимизации проекта.
- С какими сложностями Вы сталкиваетесь при организации подобного масштабного мероприятия?
- Каких-то особенных сложностей нет. Большинство ключевых организационных позиций занимают люди, которые поработали на “Арт-площадках” в прошлом году. Очень хорошо нам помогают волонтеры из Алматинского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета, с которым у нас подписан долгосрочный договор о сотрудничестве. Пожалуй, самая большая сложность - это лето, и время проведения наших мероприятий - вечера выходных дней. Эти два обстоятельства немного затрудняют составление программы, так как многих артистов либо нет в городе, либо они задействованы на других мероприятиях.
- Как бы Вы описали концепцию фестиваля? Для каких категорий людей это мероприятие? Стараетесь ли вы охватить как можно большие группы людей по интересам?
- Основная идея проекта - перенести культурную составляющую за границы центральной части города. Исторически ситуация складывается в мегаполисах таким образом, и это касается не только Алматы, что большинство “очагов” культуры расположены в центральной части города. Наши же площадки, за исключением Медеуского района, проходят именно там, где культурная жизнь пока не изобилует разнообразием. Поэтому мы стараемся не только показать что-то жителям этих районов, но и находим социально-культурные институции, привлекаем их к участию в площадках, чтобы в дальнейшем они могли продолжать свое сотрудничество со зрителем уже после мероприятий.
“Арт-площадка” - это очень демократичный проект. Мы стараемся формировать программу таким образом, чтобы она была интересна как можно более широкому зрительскому кругу. Это и концертно-цирковая программа, фотовыставки, паблик-арт, а также детские обучающие программы и интерактивные проекты.
- Кто может принимать участие в программе “Арт-площадки”? Насколько строг отбор? Много ли желающих?
- Что касается концертной программы, то отбором занимаемся мы и утверждаем наши кандидатуры в управлении культуры. Это в основном профессиональные музыканты. Конечно, если нам поступит заявка от жителя района, в котором она проходит, мы ее обязательно рассмотрим. И если уровень исполнения будет соответствовать нашим требованиям, то добро пожаловать. Но пока в основном заявки на участие поступают от различных ремесленных центров, которые также являются интересной и полезной частью нашего проекта.
- Расскажите об особенностях проведения фестиваля ArtBatfest в этом году?
- Фестиваль будет проходить в четвертый раз. Он стартует 6 сентября и продлится месяц. В этом году мы кардинально изменили подход к его формату. Если раньше это была выставка под открытым небом, когда на площадке просто выставлялись арт-объекты, то в этом году мы постараемся сделать все по законам классического Public Art. Я бы даже сказал, Site-specific Art - когда арт-объект непосредственно взаимодействует со средой своего “обитания”. Для этой цели мы взяли довольно большой квадрат улиц: - Жибек Жолы - Фурманова - Сатпаева - Абылай хана.
Перед объявлением открытого конкурса на участие в фестивале мы выложили на свой сайт панорамные фотографии большей части этого района. Кроме того, мы сотрудничаем с алматинской писательницей Еленой Клепиковой, которая специально для нашего феста продолжила свой цикл рассказов об Алматы. Мы также выкладывали их на сайт, причем и с английским переводом, чтобы кандидаты смогли глубже и более неформально погрузиться в уникальную атмосферу нашего города.
Так как одной из основных целей нашего фестиваля является обучение нашей творческой молодежи, весной мы совместно с нашими хорошими партнерами - американским фондом CEC Artslink, организовывали визит очень известного и авторитетного куратора в сфере Public Art Кендала Хенри. Он прочитал ряд лекций и провел с десятью нашими художниками уникальный практический семинар, на котором специально для фестиваля были разработаны проекты, которые реализуют к сентябрю под его непосредственным руководством.
Но фестиваль - это не только паблик-арт- объекты. Очень насыщенной будет программа первых трех дней. Будут множество перформансов, современного танца и театральных постановок на Арбате, откроются несколько выставок, в том числе совсем свежие проекты Марата Гельмана.
Еще об одном из проектов говорить немного преждевременно, но если он состоится, то Алматы точно войдет в историю мирового современного искусства. Рекомендую читателям “НП” следить за нашими анонсами.
- Меняется ли отношение горожан к этому фестивалю? Слышала, наблюдались нелицеприятные случаи вандализма. По-Вашему, готовы ли алматинцы к такого рода фестивалям искусства? И как можно воспитать вкус зрителей?
- Уверен, что случай вандализма, о котором идет речь, скорее исключение, чем правило. И нас он, конечно, не остановит.
Современное искусство - это язык, которому, как и любому иностранному языку, надо обучаться. Именно с этой целью мы будем организовывать в рамках фестиваля очень много образовательных программ, в том числе и для студентов специализированных вузов. Также мы будем постоянно проводить пешие экскурсии по нашему фестивальному району вместе с авторами проектов и куратором. Кроме того, рядом с каждым объектом будут размещаться информационные таблички с описанием идеи проекта.
- Кто, по-Вашему, из казахстанских художников формирует современную отечественную арт-тусовку?
- Я бы выразился немного по-другому. Арт-тусовку формируют не художники, а потребители их творчества. А художник создает повод. Это выставки, проекты, перформансы. В общем художественный продукт. Этого продукта пока не очень много, так как нет четких механизмов реализации проектов, нет арт-рынка. Вернее, все это находится в каком-то анабиотическом состоянии. И надо все эти дремлющие силы разбудить, всколыхнуть. Большим шагом к этому будет появление в Алматы серьезного креативного кластера. Уже довольно большое количество энтузиастов занимается поиском возможностей его создания. Но дальше всех в этом вопросе, на мой взгляд, продвинулись наши хорошие друзья из “Пространства LES”. Это как раз пример той тусовки, в том числе и арт-тусовки, о которой вы говорите. Просто сейчас нужно перенести эту модель в более подходящее для целей кластера помещение и найти заинтересованных идеей инвесторов.
Ну и было бы замечательно, если бы в Алматы появился музей современного искусства.
- Вы в курсе всех процессов, касающихся искусства, на постсоветском пространстве и в Европе. Как сейчас, на Ваш взгляд, воспринимают казахстанских авторов за рубежом? Насколько политические события, связанные с Казахстаном, влияют на это восприятие? Способно ли искусство сегодня изменить имидж страны за рубежом?
- Наши художники, я сейчас говорю о тех, кого условно можно отнести к Contemporary Art, очень востребованы и известны на мировой художественной сцене. Единственное, о чем можно сожалеть, что их число чрезвычайно мало и в основном это старшее поколение.
Я очень хочу, чтобы страна знала своих героев хотя бы по именам. Это арт-группа “Кызыл трактор” в составе Молдакула Нарымбетова, ушедшего из жизни более года назад, Виталия Симакова, Арыстанбека Шалбаева, Смаила Баялиева, Абилсаита Атабекова.
Недавно к “Кызыл трактору” присоединился молодой талантливый художник Сырлыбек Бекботаев. В новом составе они совсем недавно делали большой проект на фестивале “Белые ночи” в Перми. Он включал в себя несколько масштабных инсталляций и большое количество перформансов в фестивальном городке. Мы организовали проект совместно с пермским Музеем современного искусства. Расходы по отправке художников взяло на себя управление культуры Алматы.
Если продолжить список художников, то это, конечно, Георгий Трякин-Бухаров, Ербосын Мельдибеков, Елена и Виктор Воробьевы, Алмагуль Менлибаева, Галим и Зауреш Мадановы, Асхат Ахмедьяров. Эти художники постоянно и успешно участвуют в проектах самого высокого уровня.
В прошлом году в Перми прошла очень большая выставка казахстанского современного искусства “Лицо невесты”, которая впоследствии получила очень престижную и авторитетную премию Курехина за лучший кураторский проект. Сейчас мы ведем подготовку к проведению подобной выставки во Франции осенью 2014 года в рамках Года культуры Казахстана во Франции.
Сейчас современное искусство играет огромную роль в формировании имиджа страны. Например, наличие собственного павильона на Венецианской биеннале - обязательное условие для очень-очень многих мировых держав. К сожалению, Казахстан пока не имеет собственного павильона в Венеции. В этом году казахстанская выставка на биеннале была организована частным фондом, для того чтобы создать прецедент и в дальнейшем сделать казахстанский павильон официально государственным.
Фото предоставлены организаторами проекта “Арт-площадка” |