|
Ботагоз Сейдахметова
В эти дни в Астане проходит очередной, уже VI экономический форум, который становится все более заметным событием не только для нашей страны. Значимость ему придают в первую очередь именитые участники, среди которых есть даже нобелевские лауреаты. Кроме того, каждый год количество участников АЭФ увеличивается, в этом году в работе форума принимают участие более девяти тысяч человек.
Причем многие из них являются одновременно участниками других известных дискуссионных площадок, на которых решают вопросы мировой экономики и политики. Какую нишу в этом списке пытается занять наш отечественный форум?
Несомненно, самым известным в этом списке является Всемирный экономический форум в швейцарском городе Давос. Он ведет свою историю с 1971 года, когда его основатель Клаус Шваб решил собирать вместе лидеров европейских и американских компаний, чтобы сообща решать проблемы и тривиально обмениваться контактами. Собственно, само имя этого курортного городка давно стало нарицательным и означает элитную тусовку сильных и влиятельных персон этого мира.
Один из американских профессоров накануне очередного Давосского форума сказал без лишней скромности, что-де там формулируют концепции, по которым живет планета, и “у общественности просто не возникает даже вопросов относительно альтернативных концепций и действий”.
Впрочем, в отношении и Давоса, и прочих больших экономических площадок часто можно услышать и ироничное прозвище: “Вечеринка для миллионеров с пустой риторикой”, мол, обсуждают темы, набившие оскомину, а прогресса в их решении особого-то и нет.
Почему бы и нет? Даже сами названия многих из этих собраний звучат как пропуск в аристократический мир. Судите сами: “Бильдербергский клуб” - ну чем не джентльменский тайный орден? История этого клуба связана с именем Дэвида Рокфеллера, и тогда, в 1954 году, его целью было сближение позиций США и Западной Европы. Проще говоря - дружба против СССР, чтобы коммунистическая зараза не доползла до Запада. Ведь перед глазами американских и европейских миллионеров был пример Восточной Европы, которую после Второй мировой войны охватила красная чума.
Встречи в “Бильдербергском клубе” происходят ежегодно, обычно летом, и по сей день его участники - это ведущие американские и европейские банкиры, политики, топ-менеджеры крупных компаний, ученые и дипломаты. С тех пор, как распался социалистический лагерь, а восточноевропейские страны стали частью большой европейской семьи, в работу клуба стали допускать и русских. Так, в прошлом году среди бильдербергсцев были замечены глава “Роснано” Анатолий Чубайс, оппозиционер Гарри Каспаров и президент Российского совета по международным делам Игорь Иванов. Кроме того, среди делегатов клуба были: бывший Госсекретарь США Генри Киссинджер, советник Белого дома по национальной безопасности Томас Донилон, королева Нидерландов Беатрикс, зампредседателя Всемирного экономического форума Джозетт Ширан, еврокомиссары Хоакин Альмуниа, Нелли Круус и Карел де Гюхт, главы и топ-менеджеры Google, Microsoft, Goldman Sachs, HSBC, Novartis, BP, Royal Dutch Shell... Ранее на встречи клуба приглашали видных джентльменов - Билла Клинтона и Тони Блэра. Между прочим, после этой “вечеринки” оба джентльмена стали лидерами в своих странах. Наводит на некие мысли, во всяком случае, любителей конспирологических теорий... Говорят, есть такие товарищи, которые считают “Бильдербергский клуб” чуть ли не тайным мировым правительством. Что-то подобное я слышала в адрес ФРС, мол, вот кто на самом деле решает мировую политику и экономику.
На самом деле этот, по сути, джентльменский клуб, хоть и запустил в свои кулуары вчерашних врагов, на деле сохранил все свои “аристократические” традиции. Все встречи проходят с соблюдением секретности как места проведения (каждый год в новой стране), так и времени. Причем представителей прессы они не приглашают, сохраняя таким образом ореол таинственности, так что неудивительно, что о клубе ходят всякие разговоры. Один из американских экспертов сказал, что здесь проводятся дискуссии, делятся идеями, а участники клуба пытаются выработать общие позиции, согласованные принципы и идеи, “то есть думать о будущем и делать это стратегически, поднимаясь над ежедневными заботами текущего момента”.
Неужели о работе прочих дискуссионных площадок можно сказать что-то иное?
Особенно, если вечеринка собирает не просто миллионеров, а миллиардеров?! Ведь только супербогатый человек может себе позволить роскошь “думать о будущем” всего человечества, “поднимаясь над заботами текущего дня”.
Такая крутая вечеринка состоялась весной 2009 года в Нью-Йорке - финансовой столице мира. Где же еще можно было вместе собрать самых-самых состоятельных людей мира? Инициаторами той знаменитой тусовки стали Уоррен Баффет и Билл Гейтс, которые собрали вместе своих товарищей по счастью владеть большими капиталами. Два суперзнаменитых богача пригасили на ужин Дэвида Рокфеллера, Джорджа Сороса, Майкла Блумберга, Теда Тернера, Опру Уинфри и еще пять американских миллиардеров. Американская пресса, а именно журнал Fortune, тогда быстро посчитала, что совокупное состояние участников ужина составляет около 130 миллиардов долларов. За столом речь шла о решении проблем в области образования, культуры, здравоохранения, а также велись разговоры о политике и борьбе с бедностью. Сами миллиардеры объясняют важность таких встреч тем, что есть возможность неформально пообщаться с людьми своего круга и оказать влияние на ход общемировых событий.
Но главная тема, которая на тот момент мучила миллиардеров, - снижение благотворительных пожертвований в США из-за кризиса.
На самом деле благотворительность в США является частью большого бизнеса, потому как налоговые льготы благотворителям в США помогают им вернуть до трети потраченной суммы.
Клубы благотворителей в США становятся все шире, и, возможно, что скоро туда войдут и богачи из другой части мира, например, Индии и Китая.
Ведь страны Азии и Латинской Америки давно и активно конкурируют с Западом, отсюда и новые дискуссионные площадки в этих странах. Среди них: Азиатский форум Боао (Boao Forum for Asia, BFA), который уже называют ответом на Давос. К тому же форум проводят также в курортном месте - на китайском острове Хайнань, который пользуется все большей популярностью даже у нас в Казахстане.
Один из инициаторов этого азиатского форума - бывший филиппинский лидер Фидель Рамос - иронично говорит, что Давос хорош “для полярных медведей и эскимосов”, а Боао - для “дам, которые могут приходить в купальниках, если пожелают”. А если серьезно, для Азиатского региона Боао важен хотя бы потому, что решает чисто региональные проблемы. На форум за десять с лишним лет приезжали главы крупнейших мировых компаний, ведущих бизнес в регионе, китайские лидеры, премьер-министры Австралии, Пакистана, Казахстана и Норвегии.
В отличие от своего “зимнего” брата, Боао еще молод, а потому более энергичен и действенен. В то время как сам основатель Давоса в начале этого года сказал, что нет движения вперед, поскольку многие государства предпочитают заботиться прежде всего о своих собственных интересах вместо того, чтобы искать глобальные решения.
И теперь, отвечая на свой же вопрос, какая ниша уготована Астанинскому экономическому форуму, хочется ответить на манер Фиделя Рамоса: в мае в Астане полярные медведи уже спят, а дамы носят исключительно деловые костюмы. И главное - наши миллионеры еще не пресытились вечеринками, а потому риторика для них совсем не пустая. |