|
Ботагоз Сейдахметова
Ситуация вокруг и внутри Сирии обострилась после двойного теракта в турецком городе Рейханлы, где давно и прочно обосновались сирийские повстанцы с семьями. После теракта стороны, а именно Турция и Сирия, обменялись взаимными обвинениями и взаимными опровержениями в причастности к этому преступлению.
Турецко-сирийское противостояние вновь возбудило дискуссию о целесообразности внешнего вмешательства в сирийский конфликт. В частности, впервые США и Россия, как самые влиятельные члены СБ ООН, решили объединить свои миротворческие усилия. Для начала - собрать за одним столом представителей сирийской власти и сирийской оппозиции.
Уверена, что за этим столом должен сидеть и представитель турецкой власти, ведь они, как соседи и как страна, принимающая у себя сирийских беженцев, крайне заинтересованы в скорейшем решении сирийской проблемы
Напомню, что еще в начале года премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обещал, что Турция не собирается впрямую вмешиваться в сирийские дела и останется в рамках международных соглашений.
Но последний теракт на территории Турции вынудил турецкого лидера сменить дипломатическую риторику на более жесткую. В частности, он назвал теракт на границе с Сирией провокацией, направленной на сирийских беженцев, находящихся в Турции. “Турецкое правительство собирается принять меры в ответ на теракт, какие именно, в данный момент еще обсуждается. Турция не позволит втянуть себя в сирийский конфликт, как бы этого ни добивались организаторы провокаций”, - сказал Эрдоган.
Но ведь, по сути, Анкара давно и прочно втянута в сирийский конфликт, и ее позиция, на мой взгляд, крайне важна в решении ситуации вокруг Дамаска.
Но пока Анкара проводит собственное расследование теракта, который унес жизни 51 человека. Большинство погибших - это турецкие граждане, остальные - сирийские беженцы.
У турецкой стороны уже есть четкие аргументы, доказывающие причастность Дамаска к терактам: турецкая газета Hurriyet пишет, что исполнителям теракта за “услугу” было выплачено 130 тысяч турецких лир. Это около 72 тысяч долларов. Кто является организатором, по мнению турецкой стороны, ясно - конечно, это власти Сирии. И все же 13 задержанным по подозрению в совершении этого теракта (между прочим, гражданам Турции), пока конкретных обвинений не предъявлено. По сведениям турецкого издания, следователи уже установили, что изначально теракт намечалось провести не в Рейханлы, а в столице. Террористы планировали осуществить свои планы на одной из оживленных улиц в центре Анкары. Но возникли трудности с доставкой взрывчатки в глубь страны, и тогда было решено организовать взрывы вблизи сирийской границы.
Итак, могу сразу предположить, что турецкие правоохранительные органы, скорее всего, докажут, что за взрывами стоят сирийские спецслужбы Башара Асада. И это уже даже не имеет значения, кто на самом деле организовал эти взрывы, ведь политическая составляющая с самого начала сирийской гражданской войны превалировала в отношениях Анкары и Дамаска.
Полагаю, что Анкара откровенно встала на сторону сирийской оппозиции в тот момент, когда сделала вид, что не знает о том, что лагеря для беженцев из Сирии давно стали штаб-квартирой для сирийских повстанцев. Одной из явных причин такой лояльности к сирийским повстанцам является “курдский вопрос” - самый болезненный вопрос внутренней политики Турции.
|
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обещает, что никому не позволит втянуть страну в сирийский конфликт |
Напомню, что курды проживают в нескольких государствах Ближнего Востока - в Ираке, в Иране, в Сирии и в Турции. Но именно на долю турецкого правительства приходится борьба с курдским сепаратизмом, причем борьба кровавая. Курды Турции, а их, по некоторым данным, почти 20 миллионов человек, давно ведут ожесточенную борьбу за независимость в попытках создать собственное государство. После военной операции в Ираке курды региона невольно объединились, благо, в лице Америки они получили пусть и мифическую, но надежду на собственное государство. А ведь интерес американцев абсолютно не носил и не носит каких-то филантропических оснований, а до боли тривиален - курды проживают в регионах, богатых нефтью и газом.
Но ситуация с курдами в Сирии сложилась несколько иная. Во-первых, курдов там проживает значительно меньше - около 4 миллионов человек. Во-вторых, сирийские курды выступают на стороне правительства Башара Асада. Для этого Башар Асад пообещал курдам Сирии предоставить автономию. В результате чего две ведущие курдские политические партии Сирии - Курдский национальный совет и Объединенная демократическая партия - заняли сторону Башара Асада. Анкаре, ясное дело, такой прецедент совершенно не выгоден, потому как может в очередной раз возбудить турецких курдов-сепаратистов.
Кроме того, обострение между Анкарой и режимом Башара Асада очень четко демонстрирует недавнее интервью сирийского президента телеканалу “Аль-Ихбарийя”. В частности, Башар Асад сказал, что политика правительства Турции “ноль проблем с соседями” и попытка разыграть “курдскую карту” для решения внутренних проблем потерпели крах. Мол, такая политика Анкары превратилась... “в полный ноль по всем направлениям”. При этом сирийский президент подбросил очередную порцию дров в огонь курдского самолюбия: “Курды в Сирии - естественная и неотъемлемая часть сирийского народа. Большинство курдов - патриоты Сирии, но есть оппортунисты, которые пытаются использовать национальный вопрос в своих целях”.
Что касается “курдской карты” Анкары, по мнению Башара Асада, Анкара пытается таким образом привлечь голоса турецких курдов на голосовании по проекту новой конституции, которая призвана расширить полномочия президента.
Между тем Анкаре сегодня, похоже, не до сирийской оппозиции и тем паче не до “курдской карты” с сирийской окраской, ведь собственная безопасность и территориальная целостность в данном случае намного важнее. Хотя оппозиция Сирии все еще планирует сформировать переходное правительство и все еще опирается в этом деле на Запад и Турцию. Но реальная поддержка сирийской оппозиции идет только со стороны Саудовской Аравии и прочих малых монархий региона. Но они, понятно, преследуют лишь собственные интересы в регионе.
Насколько выгодно Западу, Саудовской Аравии, Катару и Бахрейну и дальше поддерживать сирийскую оппозицию? Ведь в странах Персидского залива есть собственные недовольные в лице шиитских сторонников демократизации региона, и рано или поздно и им придется задуматься о собственной безопасности.
Между тем свежая идея США и России о проведении международной конференции, на которой будет предложен выход из ситуации и установление мира в Сирии, уже получила одобрение в ООН. Мол, это испытание для двух влиятельных игроков в регионе.
Критики этой инициативы видят в этой конференции способ выиграть время, а не найти реальное политическое решение. “Конференция оттолкнет саудитов и катарцев и разочарует британцев и французов, которые упорно выступают за более агрессивную политику”, - считает один из экспертов по ООН. Другой американский аналитик уверен, что США и Россия имеют ряд фундаментальных разногласий, которые могут помешать соглашению, в частности, вопрос о роли президента Асада во время переходного периода в Сирии.
Мир в регионе, и особенно на своих границах, сегодня, похоже, крайне важен только Анкаре. |