ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ВСЕ НА ЛЫЖНЮ! Горячие новости / Исследования

Константин Маскаев
Туристический пляжный сезон в Казахстане еще только предстоит открыть. Правда, промчится он, как обычно, не успев утомить. Из года в год казахстанские туристические агентства пытаются в этот короткий период “продать” Казахстан большему числу отдыхающих. Перефразируя известное изречение, можно сказать, что лето в наших широтах - та пара месяцев, что год кормят.
Можно ли найти покупателя и на “мертвый” сезон?

Так уж легли географические карты, что Казахстану достались широты, даже на юге которых купальный сезон не превышает трех месяцев, на севере же - двух, а то и меньше. Насколько учитывает государство эту неудобную сезонность, когда ставит задачи по развитию туризма, не вполне понятно.
Взять, к примеру, Боровскую курортную зону. Как влияет сезонность на число желающих посетить эти места? И что им могут предложить в широтах, где два месяца - лето, девять месяцев зимы и один месяц - грязь осеннего и весеннего межсезонья. Грязь настоящая и непролазная, потому что Боровое - природная и пока, признаемся, неблагоустроенная территория. Даже сотовая связь не везде и не всегда устойчивая, а только “во-о-он за той горкой”.
Поэтому серьезно нацеленные на этот природный уголок предприниматели почти сразу разобрались: пора развивать зимний туризм, как это делается в швейцарской, австрийской и других частях Альп.
Нужно нацеливаться именно на зимние виды спорта, беговые и горные лыжи. Тогда климат и ландшафты Боровской курортной зоны можно будет использовать почти круглый год, сократив межсезонье до пары месяцев. Сегодня это межсезонье длится большую часть года.
Летний же курортный краткий миг, который приносит деньги сегодня, экономически не так интересен, как может показаться. Даже при существующих высоких ценах он едва позволяет владельцам пансионатов покрыть расходы, осуществить необходимые платежи. А ведь цель бизнеса - еще и прибыль получить!
фото из архива “НП”
Туризм Казахстана: загадочный и статичный
Большую часть года в пансионатах гуляет ветер, они пустуют. И почти полгода некоторые из них приходится хотя бы номинально отапливать, чтобы они не промерзли за зиму и не посыпались весной. Средства же на это нужно суметь получить с клиента в течение короткого лета. Как следствие, стоимость путевок, проживания, питания и прочих услуг вызывает сомнение в психическом здоровье тех, кто их устанавливает. При изучении проблемы становятся более понятными некоторые особенности такого агрессивного ценообразования. Хотя не факт, конечно, что, даже сумев завтра увеличить сезон, предприниматели охотно скинут цену. Но пока и особой конкуренции на этом участке рынка не создано.
Один из самых продолжительных курортных сезонов в Боровом как-то растянулся на 72 дня! Не многим более двух месяцев. Остальное время курорты тратят средства на дизельное топливо: топить углем в этой природной зоне запрещает Минэкологии. Становится понятным, почему цена обычного номера в санатории в сезон доходит до 30 тысяч тенге в сутки, а в “Риксосе” - до 500 долларов. И почему люди предпочитают улететь на турецкие пляжи.
Если бы двадцать лет молодого казахстанского капитализма были потрачены прежде на маркетинг, а затем на перестройку отелей и инфраструктуры курорта под особенности климата... Попутно занимаясь социокультурной работой и пропагандой здорового образа жизни, мы бы сегодня располагали и материально-технической базой, и клиентурой!
В том же Боровом, как известно, есть вполне комфортные высоты - как для начального уровня, так и для более подготовленных спортсменов: 500, 800, 1000 метров. Трассы можно проложить и по пологим склонам, и усложнить их за счет виражей, использовать крутизну под разные задачи. Во всяком случае, любители активного отдыха и просто прогулок с севера Казахстана, Астаны и других городов проводили бы время именно там: не так далеко, как до Алматы.
К слову, об Алматы, где стоимость проживания, услуг горнолыжного курорта Chimbulak, Табаган, ВСК “Медеу” и других вызывают предсказуемое уныние не только у местных, но и у иностранцев. Мне довелось минувшей зимой видеть, как немецкая пара сдала входные билеты на каток, узнав, что предстоит заплатить еще и за прокат коньков. То есть почти 7 тысяч тенге, или около 50 долларов, на двоих за пару часов катания по льду сомнительного качества (дело было ближе к концу утренней сессии) немцы посчитали для себя слишком дорогим удовольствием!
Боровская курортная зона расположена на территории национального природного парка, что также создает препятствия для развития туристической отрасли. Например, запрещено использовать на водоемах моторные средства передвижения. Катера, гидроциклы и скутеры под запретом. То же касается перемещений по суше: “квардрики”, мотоциклы использовать нельзя. Охотникам и рыболовам, на которых также можно было бы делать ставку, как на активных клиентов, не очень улыбается такой “облегченный” вид отдыха. Собственно, для любителей пляжного туризма все эти опции в виде скутера, водных лыж, полетов на шарах или парапланах вслед за катером или моторной лодкой тоже безоговорочно исключаются.
Что же делать на таком курорте? Лежать в номере.
За прогулку за пределами курортов, то есть по территории нацпарка, ежедневно взимается экологический сбор - больше 300 тенге с человека. Средства идут в том числе на уборку и вывоз мусора. Мера, которая направлена на поддержание чистоты и создание иллюзии первозданности уголка природы, подчас вызывает совершенно обратный отклик. Не все, но некоторые воспринимают факт оплаты на входе в нацпарк как неприятную повинность, которую компенсируют тем, что оставляют после себя мусор: раз на входе деньги взяли, пусть сами и убирают. Увы, знакомо по посещению многих наших природных рекреаций.
Когда в Турции туризм возвели в статус национальной программы, государство, напротив, посчитало возможным снять многие ограничения и запреты на посещения. Прежде всего отменили визы. Вместо этого сосредоточились на введении негласного наблюдения за соблюдением общественного порядка и усилили роль полиции. Почему бы внутри наших нацпарков не усилить контроль за соблюдением правил поведения и пожарной безопасности? Если бы посетители видели патрулирующих парк людей: пеших, конных, моторизованных, это имело бы гораздо больший эффект, чем просто сбор денег на подъем шлагбаума.
Опять же, чем можно объяснить, что “ценник” для иностранных туристов за посещение рекреаций, музеев и других мест посещения гораздо выше, чем для казахстанцев? При этом ни для кого не секрет, что подавляющее большинство гостей - это россияне. То есть иностранцы весьма условные, люди со сходным менталитетом, уровнем притязаний и доходов. Почему же они должны платить больше, если получают услуги в том же объеме? И не повлияет ли это на их желание приехать отдохнуть в Казахстан еще раз?
Но вернемся к мечте о зимнем использовании курорта Боровое. Трасс нет, и проложить их пока не представляется возможным. Все то же Минэкологии пока не дает разрешения. Проще стоять на прежних позициях вместо того, чтобы, к примеру, изучить вопрос функционального совмещения лыжных трасс и противопожарных просек.
Другой любопытный момент. В рамках подготовки к Азиатским зимним играм 2010 года под Щучинском начинали строить центр олимпийской подготовки спортсменов по лыжным гонкам, биатлону и прыжкам с трамплинов. Часть работ даже успели выполнить. Затем строительство остановили, всю подготовку и сами соревнования провели в Алматы. Предпосылки же к развитию зимних видов спорта и зимнего же туризма “замерзли” вместе с завершением Азиады. К продолжению реализации проекта так и не вернулись. Выходит, средства были потрачены зря?
Собственно, и в Алматы активный зимний лыжный сезон сжат до тех же двух-трех месяцев - при наличии нескольких зимних стадионов: Chimbulak, Табаган, Ак-Булак и других.
Иностранцы тоже не слишком стремятся в Алматы и Казахстан. И очень далеко для того, чтобы неделю посвятить лыжным прогулкам. И нет уверенности в сервисе и безопасности. В-третьих, цены - как в Европе. Ради чего лететь в Казахстан, когда рядом привычные, сотни раз проверенные Альпы с их безупречной репутацией и разнообразным сопутствующим сервисом?
Развивая все виды массового туризма, в первую очередь нужно делать ставку на соотечественников. И на гостей из ближнего зарубежья. И понятно, что пока основной процент туристов будет все из той же России. Поэтому и работать пока нужно с целевой аудиторией: изучать ее ценовые и сервисные предпочтения. И не задирать цены до уровня европейского курорта с видом типа “не вписываешься в наш ценник - скатертью дорога!”

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение