|
Ботагоз Сейдахметова
Предполагаемых виновников бостонской трагедии, которая произошла 15 апреля 2013 года во время международного марафона, американские спецслужбы вычислили буквально моментально. Ими оказались братья Царнаевы - Тамерлан и Джохар, которые жили и учились в США не первый год. Более того, выяснилось, что Царнаевы переехали в США на постоянное место жительства вместе с родителями и сестрами. Один из братьев успел получить американское гражданство, второй имел вид на жительство.
Вопрос, который задал президент Барак Обама после бостонской трагедии, совершенно логичен, на мой взгляд: почему люди, которые жили и учились за счет властей страны, более того, получили приют в самой демократичной стране мира как страдальцы-беженцы, вдруг совершают такое? И, кажется, на этот вопрос пока никто не нашел ответа
По сути, с семьей Царнаевых, которая переехала полным составом в благополучную страну США еще в начале нулевых, произошла та самая пресловутая “американская мечта”. Ведь их приняла страна, куда очень сложно получить даже однократную туристическую визу, куда прочие иммигранты добираются всякими окольными путями, а потом терпят долгие годы неустроенной жизни в бараках и мизерные подъемные от государства. И все эти лишения они проходят для того, чтобы только второе поколение могло называть себя законными гражданами США.
Путь Царнаевых таким тернистым и долгим не был, хотя родителям и пришлось в какой-то момент покинуть страну и переехать в Дагестан. Но виноваты в этом они были сами - говорят, мать братьев не была законопослушной гражданкой и как-то попалась на крупной магазинной краже и порче имущества.
А вообще, семья кочевала много раз. В начале 1990-х годов бежала от войны в Чечне в Среднюю Азию. Один из братьев родился в Киргизии. Потом был переезд в Москву, оттуда - счастливый билет за океан.
Откровенно говоря, это довольно типичная биография. Ведь война в Чечне многих граждан этой республики заставила покинуть родные места и уехать к родственникам в другие республики бывшего Союза.
Как правило, это выходцы из чеченских и прочих кавказских аулов, которые привыкли к определенному укладу жизни с менталитетом, который складывался годами. Война в самой Чечне, с одной стороны, и идеологическая война между Россией и Западом, который пытается везде применить свои демократические стандарты, сделала этих людей в собственных глазах политическими страдальцами. Я уверена, что западное вмешательство во внутренние дела Российской Федерации и эдакое сочувствие к чеченским сепаратистам создали образ “политического беженца” из Ичкерии, которого любая западная страна должна принять и приютить у себя.
Но эти беженцы в основном люди простые, они не отличаются каким-то особым образованием, значимым социальным статусом, тем более - высоким интеллектом. Вот и глупая история двух товарищей, братьев Царнаевых, которых в эти дни полиция штата Массачусетс задержала за номер машины с надписью Terrorista №1, лично меня не удивляет. Такие истории типичны для иммигрантов из третьих стран. В США такие иммигранты сразу выделяются. Те же беженцы из латиноамериканских стран, из Мексики - главные нарушители закона и порядка, с низким уровнем образования и профессиональной подготовки. Именно они любят прокатиться на большой машине с музыкальным клаксоном или ходить с огромным включенным магнитофоном на плече. Это такой особый социальный класс с собственными представлениями о жизни и законе.
Вот что касается наших чеченцев, надо сказать откровенно: там, где проходил чеченский след, всегда присутствовал и криминальный. Достаточно вспомнить историю с переправкой оружия для чеченских сепаратистов, за которой стояли чеченцы из Средней Азии и Казахстана.
Самые большие трагедии пережила Россия, в состав которой входит Республика Ичкерия. Масштабные террористические акты с захватом заложников стали для граждан России едва ли не символом чеченских войн. Это Буденновск, это Кизляр. Это школа в Беслане, которую 1 сентября 2004 года захватил отряд террористов под командованием Руслана Хучбарова во время проведения торжественной “линейки”. Это театральный центр на Дубровке в Москве в октябре 2002 года. Тогда, в начале нулевых годов, правоохранительные органы Российской Федерации приписали эти теракты членам чеченских и дагестанских повстанческих групп, связанных с террористом Усамой бен Ладеном и иностранными боевиками. Эти террористические акты побудили Россию ввести в Чечню свои вооруженные силы для ликвидации “иностранных террористов”.
Многие аналитики, и, собственно, сами кавказские республики РФ, считали, что военная операция России в Чечне приведет к дальнейшей радикализации настроений в исламском мире и будет стимулировать эскалацию насилия и распространение нестабильности по всей территории региона. Кажется, эти опасения были небеспочвенными.
Впрочем, говорить о том, что терроризм и Чечня обязательно идут вместе, конечно, нельзя. Но однозначно существует факт, что внутренние проблемы страны, и одна из них - попытка части территории страны отделиться, как правило, вызывают в свет именно методы террора.
Кроме того, на территории той же Киргизии, откуда, по разным сведениям, семья Царнаевых и переехала в США, тоже неспокойно и действуют различные террористические организации. Это и “Хизб-ут-Тахрир”, а также ИДУ - Исламское движение Узбекистана. Известно, в частности, в начале 2000-х члены Исламского движения Узбекистана (ИДУ) дважды пересекли границу со стороны Таджикистана в Киргизию и захватили заложников. Среди нескольких десятков заложников, захваченных во время второго инцидента, были иностранцы - четверо японских геологов, которые, в конце концов, были освобождены благодаря вмешательству нескольких стран. По слухам, за них был заплачен выкуп.
Однако мотивы братьев Царнаевых в данном случае не могут быть объяснены с точки зрения каких-то политических позиций и требований.
Напомню, что один из братьев, старший брат Тамерлан, погиб во время их задержания, а младший, 19-летний Джохар, сейчас дает показания полиции в одной из бостонских больниц, куда его доставили после операции по задержанию в тяжелом состоянии.
В частности, уже известно, что братья Царнаевы пользовались оружием, которое было приобретено нелегально. На их совести 26-летний полицейский, которого они расстреляли в упор. И теперь этот факт - повод еще раз говорить о поправках в законодательство об оружии. Тема, которая появляется всегда одновременно с очередным случаем расстрела в школах или в общественных местах в США. Надо сказать, что оружейное лобби США очень стойко отстаивает право американских граждан защищать себя с оружием в руках.
Так что, скорее всего, очередная попытка властей ужесточить контроль над оборотом оружия так и останется лишь инициативой.
Между тем бостонская трагедия, которая, так или иначе, уводит за границы США, вновь заставила вспомнить о том, что терроризм начала XXI века отличается от практики столетней давности, когда целью террористических атак были представители власти - от монарха до полицейского. А также сделать вывод, что контртеррористическое сотрудничество стран, таких как США и Россия, становится все более важной задачей.
В начале нулевых в докладе Госдепа США о борьбе с терроризмом было сделано, на мой взгляд, пророческое предупреждение: “Терроризм в обозримом будущем останется частью нашей жизни. Некоторые террористы будут и дальше использовать самый популярный сегодня метод - взрывать автомобили, начиненные взрывчаткой, но другие будут искать альтернативные способы утверждения своих целей - включая оружие массового уничтожения (ОМУ) или компьютерные диверсии. Мы должны сохранять бдительность в отношении этих новых угроз, и мы готовимся к их отражению”. |