|
Айгерим Бейсенбаева
Об открытии перекрестных культурных сезонов Франции и Казахстана громко заявили выставки французских художников, презентованные в Алматы и Астане.
Наивно-провокационную графику представил живописец Жак Барри, прибывший поддержать увлекательную творческую “беседу” между странами. В свою очередь, авторы Клод Таки и Гийом Рейнар привезли в южную столицу результаты своих изысканий - ускользающую советскую эстетику, законсервированную в письмах и иллюстрациях.
Наш очередной герой - французский художник Алексис Шомар-Стрелиц - прибыл в Казахстан в поисках колоритных типажей шахтеров и бурильщиков. “Мне интересно рисовать людей, привычных к тяжелому, нечеловеческому труду, сильных людей с надеждой на лучшее будущее”, - говорит автор
Именно этот интерес - картины тяжелой работы и ежедневной борьбы за жизнь - подвиг французского художника путешествовать по самым отдаленным уголкам мира. “Я видел, как в Южной Америке белые люди спокойно уничтожают амазонских индейцев в цивилизованные 90-е. Собственными глазами видел, как население Африки ежедневно борется за собственное выживание. Для меня важно рассказать об этом с помощью своих работ”, - говорит Алексис Шомар-Стрелиц.
- Я родился в Париже. Мои предки были эмигрантами из России, перебрались во Францию после революции. Среди прадедов были татары, черкесы и евреи.
Наибольшее культурное и воспитательное воздействие на меня оказала моя русская бабушка. Мои родители развелись, когда мне был всего год от роду, и моим воспитанием они не занимались. Все свое детство я провел в другой приемной семье, в пансионатах и изредка под присмотром бабушки. Именно она научила меня говорить по-русски, это была для меня родная культура.
Мое детство, как я уже сказал, прошло в строгой атмосфере католических школ и пансионатов в Швейцарии и Франции. Это был очень драматичный период моей жизни. Зато в этих заведениях мне дали отличное гуманитарное образование - история, философия, литература и искусство.
- Алексис, расскажите о своих художественных “университетах”.
- Профессиональное художественное образование я получил в Италии и Англии. Французская система очень консервативна и педантична. Она рождает настоящих профессионалов. Однако мне всегда была по душе британская система образования, так как она более глобальная, расширяющая рамки восприятия художника. Для британского художника нет границ. Именно в Англии мне привили любовь к путешествиям и различным культурным изысканиям - мне стала интересна жизнь других людей во всем мире.
Художник - это не работа, это душевный зов. С детства я хорошо рисовал, а возмужав, начал путешествовать, так как художника рождает не техника, а концепции, идеи и мысли. Я много путешествовал и жил в самых разных странах. Побывал в Азии, Африке, арабских странах, Южной Америке - в Бразилии и Аргентине, долгое время жил в США - в период между 1995 и 2001 годами я работал в Нью-Йорке и Чикаго, там выставлял свои картины.
Художественные исследования были как внутренний зов. На жизнь же я зарабатывал, выполняя заказы, как архитектор и декоратор.
- Как же Вы попали в Казахстан?
- В Казахстан я приехал вслед за своей супругой. Она родом из Кордая, а познакомились мы с ней в Кыргызстане, в Бишкеке, где я работал по контракту. Это была настоящая любовь, и она позвала меня на свою родину. И я, разумеется, приехал с ней сюда и живу здесь уже девять месяцев.
Должен признать, Казахстан - страна хороших возможностей. Когда я сюда прибыл, у меня были только жена и тысяча долларов в кармане. Сейчас я живу неплохо.
- Читала Ваше эссе о казахстанских степях. Вас, помнится, поразили степи без единой живой души на сотни километров вокруг.
- Это я написал специально для одного французского нефтебарона. Он поставляет в Казахстан бурильные установки и попросил меня сделать для него календарь. Это было мое первое исследование Казахстана.
- Вы называете себя “социологическим” и “политическим” художником. Как это отражается в Ваших работах?
- Мне важно показать современного человека в сложных социальных условиях. Показать, о чем он думает, о чем мечтает, как развивается, какая у него судьба. Я художник-репортер.
Здесь, в Казахстане, я начал новый проект под условным названием “Бурильщики”. Нефть очень важна для Казахстана, это кровь страны, именно с ней связаны все надежды людей на светлое будущее. Эта страна очень интересна для меня как для исследователя. Она перепрыгнула из советского режима в ультралиберализм. Здесь все меняется очень быстро. К тому же в Казахстане по прежнему перемешиваются три социальные культуры - советская, казахстанская и капиталистическая.
Мой стиль определяют как постэкспрессионизм, это живые сильные эмоции, глубина. Все это я здесь нахожу с лихвой. Здесь люди работают в очень тяжелых условиях, в шахтах, на бурильных установках. Их труд сопряжен с опасностью и тяготами, а у них зачастую даже нет страховки. Жестокая незащищенная жизнь.
Настроение, каким пропитаны мои работы, - это безграничное уважение к людям с подобной судьбой. Я планирую сделать целую серию произведений, но не хочу, чтобы мои работы вышли в духе соцреализма. Скорее, должен получиться настоящий современный эпос. |