|
Ярослава Науменко
Обсуждение проекта нового Налогового кодекса давно вышло за рамки бизнес-сообщества, ибо от решения государственных мужей зависит, как завтра жить будет каждый из нас. Владимир Ермаков, генеральный директор учреждения “Центр обслуживания предпринимателей “Секрет+Сервис”, знает о многих проблемах и чаяниях отечественного малого и среднего бизнеса не понаслышке, ибо центр почти 17 лет оказывает помощь людям в создании собственного дела
- Владимир Александрович, что сейчас происходит с деловой активностью в республике?
- Мне кажется, что бизнес переживает переломный этап, период стагнации кончается. Хотя, по последним данным, налоговые поступления в бюджет Алматы сократились в 2008 году на 12 процентов. Из 70 тысяч алматинских предприятий малого бизнеса бездействует почти половина. Главная причина - это, конечно, нехватка финансовых и производственных ресурсов, отсутствие необходимой предпринимательской свободы.
Государство тоже осознает, что решение социально-экономических проблем во многом зависит от того, как сами люди эти проблемы будут решать. Ведь и понятие “предприниматель” в общем-то означает: “лицо, самостоятельно определяющее содержание и распорядок своего труда”. Предприниматель сам решает проблемы, при этом платит налоги и создает рабочие места. Глава республики постоянно говорит о необходимости упразднения административных барьеров и о том, что пора начать относиться к бизнесменам не как к “дойной корове”, а как к людям, которые решают передовые задачи государства.
- Что делается, по-Вашему, и что нужно предпринять нашему правительству в первую очередь и как можно быстрее?
- Объявлен мораторий на проверки субъектов малого бизнеса (хотя это отдельная тема).
Субъекты малого бизнеса по городу Алматы уже освобождены от уплаты технических обоснований за присоединение к электроэнергии, воде и прочим коммуникациям, бюджет взял эти расходы на себя. Третье серьезное решение заключается в том, что теперь и фонд развития малого предпринимательства “Даму” будет осуществлять прямое кредитование работающих в приоритетных отраслях экономики малых предприятий. Без посредников и без маржи, и процентная ставка будет не 20-25 процентов, как во всех банках сейчас, а, возможно, 7-9 процентов. Согласитесь, существенная разница.
- Многие возлагают надежды на грядущий Налоговый кодекс, ожидая значительного оживления в деловой сфере. Однако до сих пор точно никто не может сказать, что нас ждет...
- Концепция есть, и она обнародована, но сам проект нового кодекса предприниматели пока не видели. Если говорить собственно о концепции, то видно, что государство пытается сделать Налоговый кодекс законом прямого действия.
Так, наполовину уменьшится количество отсылочных актов и максимально сократятся льготы для различных категорий бизнеса (ведь где льготы и привилегии, там беспорядок и коррупция). Правда, пока неоднозначную реакцию вызывает мысль, что, возможно, будут отменены специальные налоговые режимы. Речь идет о вероятности того, что у нас будет две системы налогообложения. Одна - для предпринимателей, работающих по патенту, другая - для всех остальных.
- Плохо это или хорошо?
- Здесь есть и плюсы, и минусы. Если говорить о работе по патенту, то считаю, что нам необходимо расширить существующие возможности. Сейчас по нему работать может только один человек, он не имеет права обзаводиться наемными работниками. Но может ли человек всю жизнь один, скажем, стоять у прилавка? Почему бы не разрешить иметь до 10 человек подчиненных, тем более что у нас такое уже было.
Стоит разрешить увеличить оборот такого предприятия с двух до десяти миллионов, причем эту возможность распространить и на юридические лица (у нас же во многих “ТООшках” работает всего по три человека).
- Бизнесмены постоянно говорят о трудностях с регистрацией, ликвидацией, сдачей отчетности. Ведь какие-то сектора теряют рентабельность, и бизнес стремится трансформироваться во что-то новое. Однако наши компании не могут легко перейти в другую сферу (и форму) из-за административных препон.
- Действительно, необходимо разработать механизм преобразования индивидуального предпринимательства в предпринимательство с образованием юридического лица, как это решено, например, в Белоруссии, где “перебраться” из одного статуса в другой можно и без ликвидации. А у нас ИП сначала надо ликвидировать, причем налоговики вас проверят полностью за все 5 лет, хотя вы и работали-то, может быть, всего полгода...
Также нам надо упростить процедуру ликвидации юридического лица, которая может тянуться по 3-4 года. А это означает остановленное производство, не участвующее в хозяйственном обороте имущество.
Требуют упрощения и формы налоговой отчетности. Ведь сколько времени тратят бухгалтеры на заполнение красных-синих-зеленых бланков, которые продаются в тех же налоговых комитетах по хорошим ценам и которые нельзя ксерокопировать. Правда, эта оптимизация уже лет пять как обсуждается, но когда все разрешится, неизвестно.
- Сотрудникам налоговых органов проверять предприятия (буквально по своему усмотрению) позволяют 7 кодексов, 61 закон и более 100 нормативно-правовых актов. Уже дважды президенту страны приходилось вводить моратории на проверки. Наверное, хорошо бы увеличить ответственность налоговиков за нанесенный предпринимателям ущерб?
- Естественно. И еще поднять им зарплату. Если человек, имеющий определенные полномочия, получает за свою работу ниже среднего уровня зарплаты по стране, а ему надо кормить семью, то возникают различные соблазны...
И еще. В центр ежедневно за консультацией по части бухгалтерии и налогообложения приходят десятки людей. Поэтому в каждом налоговом комитете должны быть открыты и эффективно работать пункты бесплатной консультации, а в каждом районе республики - центры поддержки предпринимательства (в соответствии с Законом “О частном предпринимательстве”).
- Глава правительства утверждает, что “во многом Налоговый кодекс Казахстана будет базироваться на принципах налогообложения Европейского союза”. Что это значит?
- Полностью не знаю, но нам стоит поучиться у Запада хотя бы тому, что большая часть налоговых поступлений в бюджет идет не от штрафов, а от физических лиц. Именно они дают до 15 процентов всех поступлений в бюджет в Западной Европе и США (у нас нет и 2 процентов).
Система там одна - люди платят налоги, и это считается долгом. Если ты не платишь налоги, тебя проверят так, что всю жизнь помнить будешь. Если же ты налоги платишь, никто к тебе с проверкой приходить не будет. И у нас должно быть так же, надо разделять теневиков и законопослушных бизнесменов.
У каждого предпринимателя на столе должно быть три “азбуки” - Гражданский кодекс, Налоговый и Административный. Уголовный - не надо (смеется. -
Я.Н.). Вообще каждый казахстанец должен научиться считать все, что он заработал. Уплата налогов - это и есть в первую очередь социальная ответственность бизнеса.
Подавать декларацию и платить налоги должно каждое физическое лицо (сегодня это только госслужащие). Поэтому в концепции нового Налогового кодекса и идет речь о том, что это будет реализовано к 2015 году, но я считаю, что нам надо пробовать раньше. С отдельных физических лиц, занимающихся бизнесом, нужно начать требовать предоставления отчетов по доходам уже в 2010-2012 годах. В России, кстати, тоже к этому готовятся. Нам надо учиться налоговой культуре, тем более что налоговое администрирование, конечно, будет ужесточаться.
Уменьшение таможенных сборов и платежей за оборудование и ввозимое сырье, освобождение от корпоративного подоходного налога хотя бы на первые два года для лиц, начинающих свою деятельность в приоритетных областях и с применением современных наукоемких технологий, самозанятое население, работа без кассового аппарата... Задача нового Налогового кодекса - эти вопросы решить и способствовать уменьшению лжепредпринимательства, теневого бизнеса и коррупции. А это значит - способствовать социально-экономическому прогрессу Казахстана. |