ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ХРИСТИАНСТВО В ИСКУССТВЕ Горячие новости / Культура

Ольга Шишанова
Прикосновение к чуду
В канун одного из самых великих праздников христианства - Крещения или Богоявления,
по традиции отмечаемого 19 января, в столичном Музее современного искусства открылась уникальная выставка икон “Христианство в искусстве”, организованная сотрудниками музея и общественным объединением “Коллекционеры города Астаны”

На выставке в музее оказалась представлена 21 святая икона в серебряных окладах, украшенных перегородчатой эмалью и позолотой из частных коллекций алматинца Алексея Багаева, Вадима Бобкова и Максима Тимеева из Астаны, созданных по стандартам разных иконописных школ и изводов, датируемых XVIII-XX вв. Это Лики Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа, Богоматери Владимирской и Смоленской, Троеручица. А также такие известные сюжеты, как Господь Вседержитель, Двунадесятые праздники, Пресвятая Богородица Смоленская, Пресвятая Богородица Казанская, Пресвятая Богородица “Всем скорбящим радость”, “Утоли моя печали и болезни Божья Матерь”, “Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками”, “Святой Феодосий Углицкий”, “Три святителя - Св. Василий Великий, Св. Григорий Богослов, Св. Иоанн Златоуст” и другие. Каждую икону сопровождает полное описание - так называемое житие.
alt
Кроме того, коллекционер Валерий Семенов дал возможность прикоснуться к вечной истине с помощью своей коллекции церковных книг, которые дополнили экспозицию наряду с медной пластикой - бронзовыми и медными образками святых, эмалевыми крестами-распятиями разной величины.
Традиция их изготовления, наряду с нательными крестами, уходит еще в древние времена крещения Руси. Небольшие металлические образки, носимые на груди, считались оберегом владельца, были удобны в пути, от чего их называли путевыми. Большое распространение металлические иконы получили и в среде старообрядцев.
По словам директора музея Нелли Шивриной, посетители вернисажа были потрясены, насколько яркой, красивой, сияющей оказалась эта древняя живопись.
Ведь общеизвестно, что “икона - это молчаливый хранитель домашнего очага, оберег и защитник от горестей и печалей. Во все времена она защищает людей от невзгод и напастей”.
alt
Согласно преданию, первая икона Христа появилась при его жизни. Эдесский князь Авгарь, больной проказой, послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его. На тот случай, если Христос не сможет прийти, Авгарь просил слугу написать его портрет и принести ему, поскольку слуга был живописцем. Получив письмо князя, Христос взял чистый белый плат, умыл лицо и вытер его платом, на котором появилось изображение Его лика. Таким образом, христианская икона по своему первоначальному замыслу является Евангелием в красках, поскольку нельзя не учитывать того, что пятнадцать-двадцать веков назад далеко не все христиане были грамотными и могли читать Евангелие. В этом смысле святой папа Григорий II называл иконы и храмовые росписи “Евангелием для неграмотных”. Потому-то для православных икона не идол, подменяющий собой невидимого Бога, но символ и знак Его присутствия в Церкви. Также считается, по мысли священника Павла Флоренского, что икона - это окно в другой мир. Через икону человек непосредственно соприкасается с духовным миром и теми, кто живет там.
Что касается вернисажа, то многие из представленных на выставке святынь имеют свою увлекательную историю. Так, в сказании об иконе Божьей Матери “Нечаянная Радость” повествуется о том, как некий человек, беззаконник, имел правило ежедневно молиться ко Пресвятой Богородице, и однажды во время молитвы Она явилась ему и предостерегла от греховной жизни. Потому такие иконы, как “Нечаянная Радость”, называются на Руси “явленными”.
С Владимирской иконой связаны избавления Руси от нашествия монгольских ханов Тамерлана в 1395 году, Ахмата - в 1490 году и Махмет-Гирея - в 1521 году. Перед Казанской иконой молились воины народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским, готовясь к решающему сражению с поляками, захватившими Москву в 1612 году. А первое крупное поражение Наполеона после ухода из Москвы произошло в праздник Казанской иконы Божьей Матери 22 октября 1812 года.
alt
В то же время общей особенностью выставки является то, что представленные на ней иконы - поздние, то есть написанные в основном в конце XVIII - начале XX веков. По отзывам специалистов, русская иконопись этого периода - новая и практически не исследованная область, которая только начинает привлекать к себе внимание. Дело в том, что указанные три столетия - это то время, когда “классическая” иконописная традиция всячески видоизменялась, при этом традиции ее написания шли на спад: с одной стороны - в иконописи все больше начинали проявляться черты художественной светскости, с другой - возникали и развивались новые иконописные традиции.
Выражаться это могло в том, что, например, вплоть до конца XIX века на иконы возлагались драгоценные рисы - оклады, свидетельствующие о почитании святыни и бескорыстной щедрости прихожан, сделанные различными способами чеканки и штамповки с применением в декоре многоцветной эмали, чернения и позолоты. Или иконы были выполненными в стиле академической живописи с использованием светотени с объемной моделировкой фигур, как это видно в иконах “Спас Вседержитель”, “Св. Николай” или именной иконе “Св. Владимир”. Такие иконы создавались, как правило, профессиональными светскими художниками по заказу храмов. Кстати, обладатели имен Александр, Николай, Григорий, Иван и Василий могут найти на выставке иконы со своими именными святыми.
alt
Выставка продлится в музее вплоть до 31 января. “Мы постарались создать для икон все условия для хранения, - говорят сотрудники музея. - У нас поддерживаются необходимый режим и влажность, действует специальная система вентиляции. В домашних условиях соблюдать все параметры очень сложно, но вполне можно создать приемлемые условия, в которых икона не будет разрушаться. Самое главное, иконы с многовековой историей не терпят резких перепадов температур и влажности”.
Фото Радмир Фахрутдинов

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение