|
Ольга Шишанова
Прикосновение к чуду
В канун одного из самых великих праздников христианства - Крещения или Богоявления,
по традиции отмечаемого 19 января, в столичном Музее современного искусства открылась уникальная выставка икон “Христианство в искусстве”, организованная сотрудниками музея и общественным объединением “Коллекционеры города Астаны”
На выставке в музее оказалась представлена 21 святая икона в серебряных окладах, украшенных перегородчатой эмалью и позолотой из частных коллекций алматинца Алексея Багаева, Вадима Бобкова и Максима Тимеева из Астаны, созданных по стандартам разных иконописных школ и изводов, датируемых XVIII-XX вв. Это Лики Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа, Богоматери Владимирской и Смоленской, Троеручица. А также такие известные сюжеты, как Господь Вседержитель, Двунадесятые праздники, Пресвятая Богородица Смоленская, Пресвятая Богородица Казанская, Пресвятая Богородица “Всем скорбящим радость”, “Утоли моя печали и болезни Божья Матерь”, “Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками”, “Святой Феодосий Углицкий”, “Три святителя - Св. Василий Великий, Св. Григорий Богослов, Св. Иоанн Златоуст” и другие. Каждую икону сопровождает полное описание - так называемое житие.
Кроме того, коллекционер Валерий Семенов дал возможность прикоснуться к вечной истине с помощью своей коллекции церковных книг, которые дополнили экспозицию наряду с медной пластикой - бронзовыми и медными образками святых, эмалевыми крестами-распятиями разной величины.
Традиция их изготовления, наряду с нательными крестами, уходит еще в древние времена крещения Руси. Небольшие металлические образки, носимые на груди, считались оберегом владельца, были удобны в пути, от чего их называли путевыми. Большое распространение металлические иконы получили и в среде старообрядцев.
По словам директора музея Нелли Шивриной, посетители вернисажа были потрясены, насколько яркой, красивой, сияющей оказалась эта древняя живопись.
Ведь общеизвестно, что “икона - это молчаливый хранитель домашнего очага, оберег и защитник от горестей и печалей. Во все времена она защищает людей от невзгод и напастей”.
Согласно преданию, первая икона Христа появилась при его жизни. Эдесский князь Авгарь, больной проказой, послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его. На тот случай, если Христос не сможет прийти, Авгарь просил слугу написать его портрет и принести ему, поскольку слуга был живописцем. Получив письмо князя, Христос взял чистый белый плат, умыл лицо и вытер его платом, на котором появилось изображение Его лика. Таким образом, христианская икона по своему первоначальному замыслу является Евангелием в красках, поскольку нельзя не учитывать того, что пятнадцать-двадцать веков назад далеко не все христиане были грамотными и могли читать Евангелие. В этом смысле святой папа Григорий II называл иконы и храмовые росписи “Евангелием для неграмотных”. Потому-то для православных икона не идол, подменяющий собой невидимого Бога, но символ и знак Его присутствия в Церкви. Также считается, по мысли священника Павла Флоренского, что икона - это окно в другой мир. Через икону человек непосредственно соприкасается с духовным миром и теми, кто живет там.
Что касается вернисажа, то многие из представленных на выставке святынь имеют свою увлекательную историю. Так, в сказании об иконе Божьей Матери “Нечаянная Радость” повествуется о том, как некий человек, беззаконник, имел правило ежедневно молиться ко Пресвятой Богородице, и однажды во время молитвы Она явилась ему и предостерегла от греховной жизни. Потому такие иконы, как “Нечаянная Радость”, называются на Руси “явленными”.
С Владимирской иконой связаны избавления Руси от нашествия монгольских ханов Тамерлана в 1395 году, Ахмата - в 1490 году и Махмет-Гирея - в 1521 году. Перед Казанской иконой молились воины народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским, готовясь к решающему сражению с поляками, захватившими Москву в 1612 году. А первое крупное поражение Наполеона после ухода из Москвы произошло в праздник Казанской иконы Божьей Матери 22 октября 1812 года.
В то же время общей особенностью выставки является то, что представленные на ней иконы - поздние, то есть написанные в основном в конце XVIII - начале XX веков. По отзывам специалистов, русская иконопись этого периода - новая и практически не исследованная область, которая только начинает привлекать к себе внимание. Дело в том, что указанные три столетия - это то время, когда “классическая” иконописная традиция всячески видоизменялась, при этом традиции ее написания шли на спад: с одной стороны - в иконописи все больше начинали проявляться черты художественной светскости, с другой - возникали и развивались новые иконописные традиции.
Выражаться это могло в том, что, например, вплоть до конца XIX века на иконы возлагались драгоценные рисы - оклады, свидетельствующие о почитании святыни и бескорыстной щедрости прихожан, сделанные различными способами чеканки и штамповки с применением в декоре многоцветной эмали, чернения и позолоты. Или иконы были выполненными в стиле академической живописи с использованием светотени с объемной моделировкой фигур, как это видно в иконах “Спас Вседержитель”, “Св. Николай” или именной иконе “Св. Владимир”. Такие иконы создавались, как правило, профессиональными светскими художниками по заказу храмов. Кстати, обладатели имен Александр, Николай, Григорий, Иван и Василий могут найти на выставке иконы со своими именными святыми.
Выставка продлится в музее вплоть до 31 января. “Мы постарались создать для икон все условия для хранения, - говорят сотрудники музея. - У нас поддерживаются необходимый режим и влажность, действует специальная система вентиляции. В домашних условиях соблюдать все параметры очень сложно, но вполне можно создать приемлемые условия, в которых икона не будет разрушаться. Самое главное, иконы с многовековой историей не терпят резких перепадов температур и влажности”.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |