|
Айгерим Бейсенбаева
Словосочетание “дорогой художник” на постсоветском пространстве звучит как оксюморон. Однако есть среди отечественных авторов мастера, способные не только удержаться на плаву, но и прослыть успешными и по-европейски востребованными художниками.
Графика Нурлана Бажирова сегодня называют самым дорогим художником Казахстана и, что еще более лестно, преемником непревзойденного Евгения Сидоркина.
В Государственном музее имени А. Кастеева торжественно открылась выставка “Графика Нурлана Бажирова”. Экспозиция посвящается Дню Независимости Республики Казахстан и проходит при поддержке акимата Алматы
Лейтмотивом серии графических полотен, представленных в рамках масштабной выставки “Графика Нурлана Бажирова”, стали образы лошадей, к которым у автора особое отношение. Грандиозные золотисто-охристые листы изображают динамичные сцены скачек, поединков, конных битв и просто представляют мощные эмоционально наполненные образы всадников и лошадей.
Для Нурлана Бажирова лошадь - это не просто животное, а яростная стихия, сходная с морской, воздушной и огненной. Конь на полотнах художника - это стихия, которую человек пытается обуздать.
Непревзойденная графика Бажирова, наполненная драматизмом и напряжением, дополняется интересными неожиданными ракурсами и мелкими интересными деталями, которые, по словам художника, абсолютно исторически достоверны.
Помимо сцен скачек и национальных конных игрищ автор представил и другие сюжеты. К примеру, особо популярную среди художников романтическую эстетику Сервантеса. Среди мужественных батыров и суровых кочевников выделяются узнаваемые образы Дон Кихота и Санчо Панса, переданные с душой и с той же маниакальной продуманностью.
Художник Нурлан Бажиров несловоохотлив и тем более не любит говорить о собственных работах, однако ответил на несколько вопросов корреспондента “НП”.
- Нурлан, графика считается одним из самых некоммерческих видов изобразительного искусства. Во всяком случае, у нас в Казахстане. Книжная графика сегодня также в упадке. Вы же считаетесь успешным художником. В чем, по-Вашему, причина?
- Графика в представлении большинства людей - это нечто миниатюрное, блеклое и незначительное. Еще больше это относится к книжной графике.
Я же попытался сломать стереотип восприятия этого жанра. Во-первых, я стремлюсь привнести масштаб - мои работы больших размеров. Во-вторых, полноценный детальный рисунок. Я обладаю знаниями анатомии людей и животных - на мой взгляд, это необходимо для реалистичности. А также хорошее чувство пространства.
И последнее: мне удалось добиться уникального колорита. Это близкие каждому казахстанцу охристые оттенки, как выжженная степь, как сакское золото.
- Как удается достичь такого динамичного драматизма на полотне? Образы схвачены в самые острые моменты поединка или скачек.
- Я сам бывший спортсмен. И потому наслаждаюсь такими моментами эмоционального и физического накала в спортивных поединках, битвах. Я хорошо чувствую динамику, и, думаю, поэтому мне легко удаются яростные сцены скачек, соревнований и битв. Поверьте, я много усилий трачу на то, чтобы так лихо закрутить композицию своей работы и добиться некоего драматизма.
- Помнится, несколько лет назад Фонд М. Ауэзова проводил масштабный конкурс иллюстраций к новому переводу романа “Путь Абая”. Вы были в числе финалистов. Эта история получила продолжение?
- К сожалению, этот многообещающий проект прикрыли. Я тогда сделал три иллюстрации к этому произведению. Меня привлекли три сюжета - Абай скачет по степи на каникулы, портрет одноглазого Кунанбая и драматическая казнь Кодара и его снохи.
- Сейчас много говорят о популяризации образа Казахстана за рубежом. Мы пытаемся продвинуть в мировой прокат фильмы о кочевой истории нашего государства, тратим миллиарды на создание национальных символов и достопримечательностей. Казахстанские художники также представляют родину за рубежом. Каким предстает Казахстан на Ваших работах?
- Сейчас мы, казахстанцы, поглощены тем, что продвигаем свои национальные особенности за рубежом и надеемся, что наша кочевая экзотика привлекательна будет для иностранцев. На самом деле, единственно верный путь для нас - это создавать какой-то свой продукт, а главное - делать это лучше остальных. Только тогда нами заинтересуются всерьез.
Я в своих произведениях зачастую использую кочевую тематику. Мне нравится изображать национальные игры, в частности кокпар. Меня завораживает эта тема.
Правда, я отражаю на своих полотнах не только казахские игрища, но и других восточных народов - монголов, туркменов, афганцев. Кокпар и его вариации были распространены у многих азиатских народов, и на моих работах видны различия между видами этой игры. Я довольно серьезно подхожу к исторической достоверности своих произведений.
Справка “НП”
Нурлан Бажиров - художник, дизайнер. Член Союза художников РК (с 2000 года).
Окончил оформительский факультет Алма-Атинского художественного училища имени Н.В. Гоголя (1984), художник-оформитель.
Автор работ: рельеф-мозаика в г. Краснокаменск Читинской области РСФСР (1986), иллюстрации к изданию “Сказки народов мира” (1986); мозаика на административном здании в г. Жезказгане (1989), витраж аэропорта в г. Жезказгане (1989) и многих других.
С 1987 по 1994 год работал в художественно-производственных мастерских г. Караганды.
Участник международных и республиканских выставок в Казахстане, России и других странах.
Фото автора |