|
Юлиана Жихорь
Вчера утром в Астане высадился десант “региональных политических служащих” - акимов всех уровней. Одни шли в Акорду с гордо поднятой головой, другие - опасливо вжимая голову в плечи. Поскольку совещание с президентом - это всегда головомойка, совмещенная порой с чередой отставок, но всегда - с целым пакетом новых заданий для слуг народа
Надо сказать, что тема служения народу стала ключевой в беседе президента и акимов. И первой - в списке происходящих в стране реформ.
А реформы нынче подстегиваются не только по причине наличия в стране соответствующих программ, но и из-за внимания, которое теперь обратят на Казахстан в связи с проведением в нашей стране EXPO в 2017 году. По мнению Назарбаева, проведение всемирной выставки станет важным импульсом для развития новой экономической истории страны.
“По-моему, еще казахстанцы не осознали, - заговорил президент о победе среди 161 страны, боровшейся за проведение EXPO-2017. - Если понимать, это самое большое достижение в международном плане Казахстана за годы независимости. Все, что будет построено, останется у нас, это станет лабораторией, научным парком. Весь мир будет двигаться по этому пути, поэтому я хочу подчеркнуть особую важность, что в ближайшие 5 лет весь мир будет говорить о Казахстане. Сам факт проведения будет важнейшим мероприятием для нашей страны. В нашей столице будут представлены самые лучшие достижения науки и техники, многие казахстанцы своими глазами смогут увидеть экономику будущего. Для нас EXPO должна стать мегапроектом, выгоды от которого получит каждый регион. Это даст мощный импульс инновационному развитию страны”.
Однако вместе с инновациями в стране должны произойти перемены в сознании чиновников. Они должны, наконец, понять, что они - не более, чем “нанятые” народом служащие. А значит, должны ему (народу) служить. “Государственный служащий содержится на налоги населения Казахстана, они вас наняли, включая меня, чтобы мы им служили, а не для того, чтобы они вам служили! Зарубите себе на носу или еще где-нибудь. Сколько можно говорить? Надо быть ближе к людям, их чаяниям, и уважение тогда будет, и порядок будет”, - в очередной раз призвал Назарбаев.
Он также напомнил, что в стране готовят масштабную реформу государственной службы, после которой число государственных служащих сократится в 8 раз. В рамках реформы планируют перераспределить обязанности между министрами, акимами и ответсекретарями. (Мол, министры “должны предметно заниматься реализацией отраслевых программ, развитием регионов, а не увлекаться кадровыми вопросами, распределением бюджетных средств, которые получают от центра”.) Впрочем, это перераспределение уже происходило лет эдак пять назад, когда в стране и появилась новая категория чиновников - ответственные секретари. Но, видимо, со временем целевое назначение новых должностей подзабылось. Впрочем, теперь к ответсекам правительственных ведомств будут предъявлять повышенные требования: опыт работы в регионах, владение госязыком, знание отрасли, в которой работают. Причем на отбор таких кандидатов на соответствие отпускается не более полугода.
Другие политические служащие, в число которых входят первые руководители госорганов и их заместители, ответственные секретари и руководители аппаратов, тоже пройдут жесткий отбор. Из них сформируют так называемый Корпус А, куда попадут не только действующие чины, но и “запасные игроки”. Корпус этот будет ежегодно фильтроваться: на основе качества знаний, работы и оценки их деятельности все тем же народом. “Включение в Корпус А не дает никому индульгенций”, - предупредил Назарбаев.
“Я неоднократно говорил, нужно продвигать по карьерной лестнице только профессионалов, - напомнил президент. - Сегодня у нас некоторые акимы районов, городов сидят по 8-10 лет! В этом ничего плохого нет, если продвигается работа, не застой. Не имея дельных результатов, некоторые превратились в удельных князьков, от таких нужно решительно избавляться, да и сами должны понимать, переходить на другую работу или уходить”. По мнению главы государства, сегодня некоторые чиновники, ректоры университетов, директора школ и даже детских садов, усевшись в кресла, почувствовали себя небожителями, забыв о служении народу. “Я уже не говорю о других чиновниках, работниках всяких акиматов и других, от которых зависит судьба людей. Такого нигде нет в рыночных экономиках”, - добавил он.
Важным показателем заботы о народе, то бишь пунктом рейтинга оценки деятельности министров-акимов и иных госслужащих, президент предложил сделать занятость и степень развития регионов. В первую очередь, по его мнению, речь должна идти о заинтересованности местных властей в повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности областей. Он привел пример - Калужская область РФ привлекла за 5 лет пять миллиардов долларов инвестиций. “У нас же подсели на бюджет. Хотят только распределять средства и вести стройки”, - возмущался президент. Сообщая, что Акмолинская, Костанайская, Северо-Казахстанская области за три года привлекли всего лишь 550 тысяч долларов иностранных инвенций при росте трансфертов из центра на 60 процентов. И это при том, говорил Назарбаев, что две из названных областей - приграничные: “Я говорил еще до принятия решения о Таможенном союзе: “Идите в регионы России и начинайте работать!” Ничего не сделано. Сами приграничные области ничего не делают”.
Он предложил дать областям больше самостоятельности в формировании местных бюджетов. Мол, может быть, тогда появится заинтересованность в привлечении инвесторов. Ну а для стимулирования желания глава государства намерен снять мораторий на недра: “Если привлечет область инвестиций на это месторождение - часть прибыли надо оставлять области, чтобы заинтересованность была. Это все надо изучить и посмотреть, что можем сделать”.
Кстати, Назарбаев особо подчеркнул важность повышения конкурентоспособности отечественных товаров. Сегодня, увы, импорт в страну находится на крайне высоком уровне. “Если при Таможенном союзе импорт будет преобладать, вы получите деиндустриализацию в области, это всех касается. За этим надо строго следить, - обратился президент к акимам регионов. - Постепенно могут остановиться наши предприятия, это всех касается. Нам скоро придется конкурировать со всем миром. Надо здесь мускулы нарастить, научиться”.
Еще одним важным пунктом заботы о народе является качество оказания государственных услуг. “Надо быть близкими к людям!” - заявил Назарбаев и подверг жесткой критике практику многочисленных обязательных отчетов врачей и учителей. “О каком качестве услуг можно говорить, если треть времени он (врач, учитель. -
“НП”) тратит на отчеты?” - возмущался президент. “Где электронный документооборот? Дайте врачам лечить, учителям - учить, а не сидеть бумаги составлять”, - призвал он. Добавив, что, “может быть, когда надо отчитаться по важным делам, центр должен иметь (отчеты), но не столько же, в десятки раз не столько”. (Сегодня, например, врачи вынуждены заполнять до 300 форм отчетности.)
И, наконец, еще одним важным пунктом реформы всей государственной системы является местное самоуправление. Назарбаев сообщил, что буквально накануне встречи с главами регионов он подписал Концепцию о развитии местного самоуправления, согласно которой в Казахстане вводится выборность сельских акимов через маслихаты.
Естественно, что на встрече не обошлось и без головомойки. Первому выступавшему - главе ВКО Бердибеку Сапарбаеву - повезло. Его область оказалась на хорошем счету у президента. Да и просьба акима навести порядок в проверках вызвала у президента неподдельный интерес. “Это говорит о том, что Масимов, будучи премьером, не справился с задачей сокращения десятков тысяч всяких проверяющих. Проверяющие Минфина, Счетного комитета друг другу на лапки наступают и все проверяют. Надо какое-то кардинальное решение принять. Просто отменить эти органы, что ли, и создать один-единственный?” - предложил президент решение вопроса.
Сапарбаев, сходя с трибуны, облегченно вздохнул. И с удовольствием пожал пару рук, поздравляющих его “с почином” коллег.
А вот акиму СКО Серику Билялову не повезло - ему объявили выговор в связи с сокрытием сведений по 14 нерабочим объектам программы “Питьевая вода” в области. Как ранее сообщалось инспекцией финансового контроля по СКО, девять объектов водоснабжения общей стоимостью 286 969 тысяч тенге не функционируют в шести районах Северо-Казахстанской области, дорогостоящие объекты либо разграблены, либо находятся в нерабочем состоянии. В результате население сел Алка-Агаш района Шал акына, Жанажол Жамбылского района, Карашилик и Талшик Акжарского района, Сарыозек Айыртауского района, Тарангул, Двинск, Александровка и Жаргаин Есильского района общей численностью 7627 человек не имеют возможности использовать качественную воду из централизованных источников водоснабжения.
В целом, подобные встречи президента с акимами бывают весьма полезными. Это позволяет с некоторых, что уж греха таить, сбить спесь и простимулировать их активность служению народу. Ну или, по крайней мере, напомнить местным представителям исполнительной ветви власти о цели их деятельности.
В этот раз подобный “волшебный пинок” может даже сотворить чудеса - ведь большинство из вчера присутствующих в зале совсем не хочет лишиться заветного места в Корпусе А по причине “полнейшей недееспособности”.
Астана |