|
Ботагоз Омар
36 окладов в подарок
Прибыли становится больше, расходов - меньше. Под таким лозунгом будет работать Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына” в течение ближайших трех лет. Планов по оптимизации расходов отечественные компании на протяжении нескольких лет представить не смогли, поэтому на помощь пришлось призвать международных консультантов. И для того, чтобы топ-менеджмент был экономным не на словах, а на деле, ему посулили в конце срока премию в размере трех годовых окладов
Чистая прибыль группы компаний крупнейшего фонда страны год из года растет. Если в 2008 году ее показатель составлял 367,7 миллиарда тенге, в 2009-м - 303,6, в 2010-м - 525,5, в 2011 году - 629,9 миллиарда тенге, то, по оценкам экспертов ФНБ, в этом году этот показатель ожидают на уровне 686 миллиардов 707 миллионов тенге. (Цифры приведены без учета банков второго уровня, которые, по закону, не входят в группу ФНБ.)
Вместе с тем в группе компаний фонда сократят расходы. “Наши дочерние организации в течение этих последних нескольких лет сколь-нибудь эффективных программ оптимизации расходов совету директоров и фонду не представили”, - развел руками в ходе недавнего брифинга управляющий директор - член правления ФНБ “Самрук-Казына”
Нурлан Рахметов. Поэтому в этом вопросе пришлось обращаться за помощью к международным консультантам. До конца этого года им предстоит предложить конкретные мероприятия на трехлетний период по оптимизации расходов для каждой компании.
Тем временем в группе фонда сокращают численность административно-управленческого персонала. Сокращение двух тысяч сотрудников позволило сократить общие административные расходы на 6,2 миллиарда тенге.
Кроме того, фонд намерен централизовать казначейские функции компаний, входящих в состав ФНБ. По подсчетам привлеченных международных экспертов из компании KPMG, это позволит сэкономить ежегодно, как минимум, 19 миллиардов тенге. “Речь не идет о классической централизации, когда фонд полностью управляет всей денежной наличностью, всем кэшем компаний”, - прокомментировал вопрос Рахметов, добавив, что речь здесь идет о большей координации между дочерними компаниями для более эффективного управления наличностью.
“До последнего времени некоторые наши компании, нуждаясь в деньгах, привлекали займы, деньги под достаточно высокие проценты. В то же время другие наши дочерние компании, имея временную избыточную наличность, размещались на депозитах в банках под маленькие проценты. Естественно, не совсем разумным и рациональным выглядит, когда в одном холдинге две сестринские компании размещаются под низкие ставки и привлекаются под высокие. Разумнее их скоординировать, чтобы та компания, которая нуждается в деньгах, заняла у той компании, у которой деньги есть, но по взаимовыгодным стоимости и процентам”, - пояснил управляющий директор.
Еще одно направление на пути сокращения затрат - это сокращение ТОО, созданных под эгидой фонда. В общей сложности, на сегодняшний день насчитывается 593 товарищества с ограниченной ответственностью, 361 из которых контролируется фондом напрямую и 231 компания - совместно с частными совладельцами. “Ясное дело, что эффективно управлять такой махиной из 593 компаний невозможно. Тем более, что эти компании имеют восемь уровней. Разве любой менеджер не поставит перед собой задачу оптимизации этой структуры? Конечно, поставит. Поэтому какие-то компании, непрофильные, будут ликвидироваться, какие-то будут сливаться. И мы рассчитываем, что где-то на 35-40 процентов общее количество компаний мы сократим за счет этих мероприятий”, - сообщил “НП” Нурлан Рахметов.
Управляющий директор фонда по просьбе нашей газеты прокомментировал и вопрос, касающийся заработных плат топ-менеджмента компаний. В отличие от предыдущих мероприятий здесь сокращений не будет. Напротив, может быть только увеличение.
“Моя зарплата не секрет, она утверждена постановлением правительства и составляет 1,5 миллиона тенге. Понятно, что вычитаются пенсионные и налоги, и я на руки получаю 1 миллион 200 тысяч. Много это или мало? Если я приведу данные о доходах в российских национальных компаниях, они в разы будут отличаться от наших”, - сообщил Нурлан Рахметов.
“Помимо базового оклада, в соответствии с утвержденной политикой мотивации, в фонде для топ-менеджмента предусмотрели еще вознаграждения (бонусы) за достижение или недостижение результатов по повышению стоимости компании, ее чистой прибыли, целевых значений по операционной эффективности, по рентабельности капитала. Максимальный уровень вознаграждения составляет три годовых оклада”, - добавил он.
“Но сейчас, в соответствии с международным опытом, предусматривается возможность внедрения не только годового, но и среднесрочного вознаграждения. Цели перед менеджментом не только на год надо ставить, их правильнее ставить на несколько лет - на 3 года, на 5 лет, и с этой точки зрения за достижение этих среднесрочных целевых показателей тоже мотивировать. Это пока в разработках, это пока обсуждается, но мировой опыт такой. Есть базовый оклад, есть краткосрочное годовое вознаграждение и есть среднесрочное вознаграждение за 3-5 лет”, - резюмировал он.
Астана |