Трансевразийский экспресс
Ботагоз Омар
Спустя два года после создания единого Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией представители транспортной отрасли на высоком уровне заявили о первом воплощении идеи экономической интеграции трех государств. Они намерены в ближайшее время создать единую транспортно-логистическую компанию (ЕТЛК), участниками которой станут Белорусская железная дорога, Российская железная дорога (РЖД) и НК “Қазақстан Темір Жолы” (КТЖ)
Но, как сообщил, отвечая на вопросы участников III Международного железнодорожного бизнес-форума “Стратегическое партнерство 1520: Центральная Азия” - “1520 в авангарде евроазиатской торговли” президент ОАО “РЖД”
Владимир Якунин, со временем в ЕТЛК могут быть влиты и средства частного капитала. “Возможно ли расширение контингента участников? Почему бы и нет. Если участник будет признавать те принципы, на которых строится эта система, те цели, которые выстраиваются, и если этот участник не работает по принципу: “давай съедим сначала твое, а потом каждый - свое”, мы будем только приветствовать появление такого участника”, - отметил он.
Пока позиция белорусской стороны по этому вопросу неизвестна. А вот между главами казахстанской и российской железных дорог такая договоренность уже достигнута. “Мы ставим перед собой амбициозную задачу подготовить все необходимые документы (по созданию ЕТЛК. -
“НП”) и передать в правительства наших стран до конца текущего года. Когда решение будет принято - в руках правительств”, - добавил Якунин.
По словам главы КТЖ
Аскара Мамина, шаг по созданию такой крупной в рамках трех стран ТС компании позволит нарастить прибыль всех участников. “Нам это даст огромный дополнительный доход, новые технологии, это формирование нового транзитного кластера. Это и банковские, и информационные услуги. Весь комплекс услуг, который сопровождает транзитные перевозки”, - подчеркнул глава казахстанского железнодорожного перевозчика.
Однако не все эксперты солидарны в этом вопросе. Заместитель генерального директора АО “Литовские железные дороги” Альбертас Шименас считает, что создаваемая система может иметь ряд недостатков. “Во-первых, владельцы объектов логистики, как монополисты, не будут иметь серьезных стимулов для повышения качества своих услуг. Во-вторых, в таком едином коридоре реальной конкуренции между операторами не будет, - выразил свои опасения литовский гость. - И, в-третьих, потребуются серьезные инвестиции как для развития железнодорожной инфраструктуры, грузовых терминалов, так и подвижного состава и его сервиса”.
Настороженно отнесся к инициативе и казахстанский частный бизнес. “Я сторонник этого, но до сих пор нет ответа на вопрос: это вытеснение частного бизнеса или создание условий для его активизации?” - поинтересовался в ходе форума председатель Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана Нигматжан Исингарин. “Я лично понимаю, что единый логистический оператор должен создавать условия для того, чтобы эти частные операторы, логисты наших государств развивались, расширяли свои связи, свои партнерские отношения с грузоотправителями. И в общем получали бы огромный плюс в работе объемов перевозок”, - предположил он.
Но “у нас есть беспокойство о том, что единый логистический оператор подомнет под себя ростки транспортного бизнеса в Казахстане. Не “захлебнутся” ли они под мощным давлением этого единого логистического оператора?” - задался вопросом казахстанский эксперт.
Фото Радмира Фахрутдинова
Астана |