|
Айгерим Бейсенбаева
В Алматы прошел Фестиваль польского кино, приуроченный к 20-летию деятельности Польского центра культуры Алматы.
Фестиваль открылся легендарной исторической картиной “Огнем и мечом” режиссера Ежи Гоффмана
Польский центр культуры образовался в 1992 году как Общественно-культурное этнографическое объединение поляков. В ноябре центр празднует свой юбилей, и подарком для алматинцев стал Фестиваль польского кино. Организаторами фестиваля также выступили Генеральное консульство Республики Польша в Алматы и “Киноклуб Олега Борецкого”.
Торжественное открытие фестиваля состоялось в кинотеатре “Цезарь” при участии Титулярного посла, Генерального консула Республики Польша в Алматы Веслава Осуховского и председателя Польского центра культуры Алматы Олега Червинского.
Программа кинофестиваля включала такие картины, как “Все, что я люблю”, “Розочка”, “Мужество”. Демонстрация фильма “Erratum/Опечатка” прошла в рамках показов “Киноклуба Олега Борецкого”.
По словам одного из организаторов фестиваля председателя Польского центра культуры Алматы Олега Червинского, это показ для зрителей, желающих увидеть кино на языке оригинала, изучающих язык, для тех, кто знает и помнит польский язык, и просто для людей, неравнодушных к хорошему кино:
- Основная идея нынешнего фестиваля - познакомить зрителей именно с новинками польского кинематографа. Практически все фильмы сняты за последние пару лет, за исключением картины “Огнем и мечом” (1999).
Мы постарались подобрать фильмы для разных возрастных категорий. На открытии демонстрировалась вышеупомянутая картина, масштабное историческое полотно, она интересна старшему поколению. Мы арендовали автобусы и привезли пожилых зрителей из самых отдаленных районов, чтобы они могли прикоснуться к польской культуре, предаться ностальгии.
В то же время в программу включены фильмы, которые интересны молодежи, со всеми подобающими элементами - любовь, музыка, лимонад...
Хочется отметить, что этот фестиваль не только для людей польской национальности и даже не столько для диаспоры, сколько для зрителей с хорошим вкусом, настоящих киноманов, интересующихся новинками кинематографа.
Кинокритик Олег Борецкий любит повторять, что нет японского, польского или казахского кино, а есть хорошее кино, которое имеет японский, польский или казахский колорит. И эти фильмы, по его словам, сильны своим колоритом, хорошими традициями. Никто так не расскажет о представленных картинах, как сам Борецкий. Тем более, что он был одним из отборщиков работ для программы фестиваля.
- Польское кино имеет очень сильные кинематографические традиции, - комментирует Олег Михайлович. - Достаточно назвать несколько имен - Анджей Вайда, Кшиштоф Кеслевский, Кшиштоф Занусси. А этот фестиваль - нового польского кино, и, конечно, интересно посмотреть, какие картины делаются сегодня.
Фестиваль открылся картиной Ежи Гоффмана “Огнем и мечом”. Эпос Генриха Сенкевича. Картина, собственно, не новая, и мы, посовещавшись, решили включить ее в программу специально для зрителей старшего возраста, которых специально привезут на просмотр. К тому же церемония открытия предполагает некоторый официоз.
А дальше идут четыре картины, достаточно любопытно сделанные, которые рассказывают о разных временах. Фильм “Все, что я люблю” повествует о временах польской солидарности, это двадцать с лишним лет назад. Это молодежная картина с легкомысленным настроением эйфории юности, “Когда любовь имеет вкус лимонада”. Тем не менее, она поднимает серьезную тему - тему выбора.
В картине “Розочка” затрагиваются политические темы. Это фильм о противоборстве.
Следующие две ленты “Мужество” и “Erratum/ Опечатка” - психологические. Есть такая линия в польском кино, которая когда-то очень давно получила название “кино морального беспокойства”. Приверженцы, режиссеры, такие как Кшиштоф Занусси, создавали особый тип, уникальный для мирового кино, когда герой оказывается в непростой ситуации потенциального выбора. Этим, к слову, Польша во многом и известна. Герой должен взять ответственность на себя, и к этому примешивается чувство вины. Какое-то событие ставит человека в пограничную ситуацию.
Фестиваль польских фильмов интересен в первую очередь реалистическим кино. Не этим придуманным, виртуальным, с масштабными спецэффектами. Здесь спецэффектов нет. Это фильмы про героев, которые очень похожи на нас, с которыми можно себя совместить. Это узнаваемо и похоже на нашу жизнь, и потому интересно нашему зрителю, как показывает практика последних лет. |