|
Ирина Ковалева
В Павлодарской области нашли способ противостоять скотокрадам. Для борьбы с возрожденным преступниками средневековым обычаем барымты придумали использовать технологии XXI века. Домашнее поголовье предлагается оснастить спутниковыми “путами”: надеть на коров и лошадей передатчики GPS, позволяющие отслеживать местоположение животных. Новшество уже поддержали местные полицейские.
Автор идеи - житель села Кенжеколь Александр Песоцкий, когда-то сам едва не лишился стада - буренки заплутали, позже их нашли в лесу. Тогда и подумал о слежении за скотиной. GPS-трекеры вмонтированы в ошейники. В случае, если корова перешла обозначенные геограницы заданных координат, гаджеты отправляют сигнал на спутник, и владельцу приходит смс-сообщение с предупреждением. Кстати, можно настроить оповещение и в интернете.
Обошлась современная оснастка в пять тысяч тенге, говорит Песоцкий. Сумма незначительная, по сравнению с тем, какой урон может понести сельчанин, когда за дело берутся барымтачи. Чтобы скотина набрала нормальный сдаточный вес, фермер тратит несколько лет на уход за животным и зачастую лишается в одночасье сотен тысяч тенге за каждую голову.
Новшество поддержали и полицейские: барымта в регионе - явление распространенное. А пастухи и отряды “Сакшы” и “Сарбазы” - дружинники на селе, увы, не всегда могут помочь предотвратить скотокрадство. Акимам сельских округов и районов предложили взять на вооружение электронную систему слежения.
Идея на самом деле не нова. В Италии, например, также применяют чипы с GPS-навигаторами для выпаса коров. В основном для того, чтобы животные не заблудились. В Казахстане же скоту уйти с пастбища “помогают”.
В свое время насильственный угон лошадей не считался кражей. Эту санкционированную меру применяли, когда оппонент, например, не выплачивал штраф. Либо барымта была своеобразной отместкой. И в тюрьму ведь в степи (при кочевой жизни) не посадишь. В общем, в минувших веках редкостью такой вид скотокрадства не был: Мухтар Ауэзов описывает этот народный обычай между враждующими Базаралы и Такежаном. В повести Кудряшева “Абдряш” также использован подобный сюжет. И у Чокана Валиханова есть примеры аналогичных кочевых набегов.
Однако в наше время барымта приняла размах настоящего кочевого бизнеса - криминального, прибыльного и беспощадного. Причем известны случаи, когда скотокрадами оказывались не просто одинокие степные ковбои, но и целые банды во главе с фермерами. Так было в случае с похищением 52 лошадей из табуна с охраняемого пастбища неподалеку от села Караколь в минувшем году. Правда, спустя две недели стражи порядка вернули скот владельцам.
Особенно лихо барымтачи орудуют осенью: к холодам скот покупают охотнее, заготавливая мясо на зиму. Пропажа даже одной коровы или лощади для скотовода - трагедия, ведь животноводство зачастую единственный способ свести концы с концами на селе. А если поголовье большое, то ущерб может исчисляться миллионами тенге.
Между тем порой сами сельчане оказывают скотокрадам услугу. Частая картина для сельской местности: пустынные отгоны, ни одного человека, и группы скота без присмотра. Проверяют свое хозяйство беспечные фермеры раз в неделю, а то и в месяц, и подобные случаи не редки. Такие табуны - легкая добыча для вора. Но даже при наличии пастуха гарантий сохранности скота мало. Виной тому другая сельская тенденция: часто табунщиками в крестьянские хозяйства нанимают бомжей или ранее судимых. Причем судимости у некоторых пастухов характерные, за скотокрадство. В итоге сомнительная для живности охрана, да и спрашивать, если что, не с кого.
Сельчане, у которых похитили скот, рассказывают почти одно и то же: “Скотники пасли и говорят, видели моих лошадей рано утром. Они бежали, за ними ехала машина. В итоге лошадей я не нашел”. А барымтачи, нередко работники крестьянских хозяйств, поясняют: паслись лошади без присмотра, и умыкнуть их оказалось несложно. Сами же табунщики, заметив бесхозную скотину, просто перегоняли ее на свой участок, а после продавали чужих лошадей.
Другая сложность в том, что за помощью к блюстителям закона владельцы откочевавшего не по своей воле поголовья не спешат. Бывало, что деревенские жители подавали заявление на барымтачей спустя несколько дней, а то и недель после пропажи, когда результаты собственного расследования и самостоятельных поисков ни к чему не привели. За это время краденых животных не то, что продавали, - успевали пустить на мясо.
Пару лет назад в садоводстве на окраине Павлодара стражи порядка обнаружили откормочную площадку, принадлежащую одному из крестьянских хозяйств. На этой базе среди других животных нашли скот, похищенный в сельском округе Майского района. Дачный участок у владельца арендовал предприниматель, который откармливает лошадей для продажи в колбасный цех. При проверке на скотном дворе несколько животных оказались крадеными. Сколько чужой скотины уже пошло на колбасу - неизвестно. Хозяин заявил, что проверять при покупке, чьи именно лошади, ему резона нет.
Интересно, что пока новаторскую идею кенжекольца Песоцкого с его спутниковым выпасом другие скотоводы перенимать не спешат. Не особо доверяя техническим новинкам, предпочитают по старой схеме нанимать чабана. Посему полицейские Павлодарского региона хоть и агитируют за внедрение прогресса на селе, но и регулярно проводят операции “Берегите скот!”. И каждый раз раздают памятки и объясняют крупным фермерам и владельцам небольших подворий одни и те же основы безопасности.
Правила простые: ведение автоматизированного учета скота, наличие ветпаспортов, биркование и таврирование животных, а также учет мест забоя. Сельчанам нужно обязательно проверять пастухов и табунщиков на предмет судимости, заключать с ними официальные договоры. В общем, не терять бдительность: обмениваться номерами мобильных телефонов, чтобы в случае кражи быстро информировать полицию и других сельчан, примечать незнакомые автомобили. Да и уже засветившихся конокрадов неплохо бы знать наперечет - по спискам и фотографиям.
Павлодар
Кстати
Разъясняя основы сохранности поголовья на селе, полицейские заодно опрашивают население о проблемах в животноводстве. Правда, их решение относится уже к компетенции местных и исполнительных органов. Это, например, отсутствие финансирования общественных формирований “Сакшы” и “Сарбазы” - их существование сейчас под большим вопросом. Хотя тех же сельских отрядов “Сарбазы” в Павлодарском регионе сейчас 182, и многие кражи скота были предотвращены именно силами сельских дружинников. Еще хозяева скотины жалуются на низкое качество используемых в настоящее время бирок китайского производства и нехватку земельных угодий для выпаса скота. Нет нормальных условий и для проведения таврации, также отсутствует единая система идентификации МРС и лошадей посредством интернет-ресурсов. |