|
Юлиана Жихорь
Уровень коррупции в стране и непрекращающиеся антикоррупционные разоблачения в высшем эшелоне власти вынудили Агентство по госслужбе ускориться с принятием обновленного законодательства по делам государственной службы. Вчера мажилисмены, многие из которых не успели даже прочитать законопроект, одобрили документ в первом чтении
“Законопроект направлен на обеспечение отбора наиболее достойных кадров, их профессионального и карьерного продвижения на основании признания личных заслуг”, - сообщил председатель Агентства РК по делам государственной службы
Алихан Байменов, представляя документ на пленарном заседании палаты.
Поправки в некоторые законодательные акты по вопросам госслужбы предполагают повышение профессионализма и эффективности госаппарата через внедрение эффективных и прозрачных механизмов поступления на государственную службу, системы оценки и карьерного планирования, создание управленческого корпуса. А также повышение роли кадровых служб и совершенствование мер поощрения и мотивации госслужащих, служебной этики и антикоррупционных мер.
Законопроект призван повысить ответственность руководителей госорганов за принятие кадровых решений. В частности, вводятся такие понятия, как “незаконное кадровое решение”, “необоснованное дисциплинарное взыскание”, “принуждение к увольнению”, за которые предусматривается наказание руководителя ведомства.
Мажилисвумен Светлана Романовская поинтересовалась у главы Агентства, отражен ли механизм предупреждения командных перестановок. На что Байменов заверил: отражен. И теперь процесс “командного переселения душ” будет значительно усложнен. “Мы анализировали механизмы таких перемещений. Они начинаются с того, что принуждают к увольнению действующих государственных служащих. Поэтому ввели такие составы правонарушений, как принуждение к незаконному увольнению. Ввели ответственность должностных лиц за такое принуждение и незаконные кадровые решения”, - сообщил он. Добавив, что и практикуемый нынче перевод из одного госоргана в другой будет также запрещен. За исключением случаев, установленных актом главы государства.
Ставится крест и на популярной схеме договоренностей начальников двух ведомств о зачислении “нужных” людей в резерв соседних госорганов: “Для того, чтобы предотвратить такой факт и повысить эффективность использования кадрового резерва, предусмотрено, что по решению конкурсной комиссии кадровый резерв будет формироваться только для должностей данного государственного органа”.
Дарига Назарбаева не удержалась: “Вы сказали, что теперь не будет продвижения по государственной службе по признакам родства и преданности. Вы сами в это верите? И какие должны быть механизмы, чтобы эти наши традиционные механизмы продвижения по службе просто ликвидировать?”
“Я лично верю, - убежденно ответил глава Агентства по госслужбе. - Я имею возможность сравнить, через 11 лет вернувшись в качестве руководителя Агентства по делам госслужбы, что в целом ряд негативных явлений снизился в результате принятия действующего закона. В частности, сменяемость персонала при смене руководителей снизилась где-то в 3 раза. И сейчас руководители при ограниченности трудовых ресурсов, конечно, в большей степени, чем в середине 90-х, заинтересованы, чтобы у них работали квалифицированные кадры”.
По мнению Байменова, конечно, многое будет зависеть и от самих госслужащих, и от руководителей госорганов. И от его ведомства. “Мы хотели бы, чтобы агентство превратилось в омбудсмена профессионализма и меритократии. В этом направлении, если мы будем активно работать, я думаю, сдвиги будут”, - поделился он планами.
И еще о коррупции. Впервые в законодательстве прописывается обязанность госслужащих предупреждать, пресекать и информировать о готовящемся коррупционном нарушении.
Что же касается срочности принятия документа (его внесли в парламент 29 октября, 5 ноября состоялась презентация законопроекта, прошло всего 2 заседания рабочих групп), то, как заметил Байменов, “поручение о разработке законодательства, позволяющего создать элитный управленческий корпус госслужащих, было дано главой государства еще в 2008 году”. А уже в следующем году необходимо “за несколько месяцев подготовить всю подзаконную базу”: “Международный опыт показывает, что в этой сфере закон регулирует только основные принципы, а дальше идет принятие ряда подзаконных актов: это более 10 указов главы государства, постановлений правительства и иных нормативных актов”. “Поэтому если в таком достаточно ускоренном, но интенсивно работающем режиме вы проведете (законопроект. -
“НП”), то мы будем признательны”, - дипломатично надавил на законотворцев главный эксперт госслужбы в стране.
Астана |