|
Алла Иванилова
Несмотря на скандал, случившийся в этом году, министерство образования оценивает итоги ЕНТ как хорошие. Результаты нынешнего тестирования превзошли все ожидания и “затмили” прошлогодние итоги
Для министерства образования закончилась жаркая пора. Единое национальное тестирование позади, все апелляции рассмотрены, и по всем спорным ситуациям вынесены вердикты.
В этом году всего два человека набрали высший балл - 125. Самыми умными оказались две девушки: из Павлодара и города Зайсан в Восточно-Казахстанской области. Свыше ста баллов набрали 7673 из 116280 участвовавших в тестировании, что составляет 6,6 процента (в прошлом году - 10,6 процента). 47 выпускников набрали наименьший балл. Наилучшие результаты показали выпускники школ Астаны, Павлодарской области, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Мангыстауской областей.
Средний балл по республике составил 68, тогда как в 2007 году - 71,1. Однако необходимо учитывать, что в нынешнем году учащиеся сдавали вместо четырех предметов пять - выпускники школ с русским языком обучения сдавали еще и казахский язык, а ученики казахскоязычных школ - русский.
|
Количество ударников увеличилось |
Однако, как констатировал министр образования Жансеит Туймебаев: “С учетом включения впервые пятого предмета ЕНТ и увеличения общего количества тестовых заданий Министерство образования и науки приняло решение о снижении порогового уровня для участия в конкурсе на поступление в вузы республики до 45 баллов”. Таким образом, для поступления в вуз будут учитываться баллы лишь по четырем предметам, “языковые” баллы будут брать в расчет при выставлении оценок в аттестат.
Как констатируют в Министерстве образования, ЕНТ-2008 показало, что в стране на 17,8 процента увеличилось количество выпускников, получивших оценку “хорошо”, в то же время число потенциальных студентов, заработавших оценку “удовлетворительно”, снизилось на 13,7 процента.
Из 3212 претендентов на знак “Алтын белги” менее 25 процентов, а именно 767 выпускников, подтвердили это высокое звание. 226 не хватило всего одного балла. Однако Министерство образования, дабы поддержать “недобравших”, приняло решение “пересмотреть шкалу перевода баллов оценки “отлично” сертификата ЕНТ в оценки аттестата об общем среднем образовании в сторону снижения на один балл”. Таким образом, отличникам учебы, которым не хватило балла для подтверждения своих знаний, будет присвоен знак “Алтын белги”.
Среди плюсов прошедшего ЕНТ и то, что впервые в этом году удалось не допустить утечки кодов правильных ответов, благодаря чему нынешние показатели максимально соответствуют действительному уровню знаний выпускников. Кроме того, при попытке проноса в аудиторию было изъято 3500 сотовых телефонов и 14 тысяч шпаргалок. А на самом тестировании у выпускников было обнаружено 1200 “запрещенных предметов”. В нынешнем году имел место только один случай попытки сдачи ЕНТ подставным лицом, и тот был вовремя предотвращен.
С 1 по 18 июня в республиканскую апелляционную комиссию поступило 932 заявления, при этом 258 заявлений поступило повторно. “Каждый выпускник, подававший апелляцию, указывал несколько предметов и множество тестовых заданий”, - заметил Жансеит Туймебаев. Всего комиссией рассмотрено 2438 тестовых заданий, из них удовлетворено - 713, отклонено - 9725.
Несмотря на ежегодные скандалы, связанные с Единым национальным тестированием, власти не собираются отказываться от этой процедуры. Глава образовательного ведомства признает: “Цена вопроса ЕНТ в обществе высокая. Это связано, в первую очередь, с конкурсом на получение гранта для обучения в вузах, получением “Алтын белги”, рейтингом департаментов образования и местных исполнительных органов, а также учителей. Участие большого круга заинтересованных лиц в проведении ЕНТ подталкивает на получение хорошего результата любым путем. В этой связи есть лоббирование личных интересов определенной части общества, которая создала искусственный ажиотаж, надеясь в общей теме решить личные проблемы”.
Министр образования и науки считает, что результаты тестирования вполне достоверны. “Я встречался с учителями, учениками, родителями. Кто хорошо учился, получил хороший результат и очень доволен”, - заверил он. Что касается тех выпускников, которые в прошлом году поступили в вузы “недобросовестным” путем, то они находятся в поле зрения ведомства. “Те, кто получал оценки любым путем, в прошлые годы показывали разные результаты в вузах. Многие не смогли продолжить обучение. В конечном итоге справедливость восторжествовала. Один раз у них прошло, второй, но в третий - не пройдет”, - заметил министр.
P.S. Что касается прошедшей в ряде СМИ информации о ряде суицидов после нынешнего ЕНТ, глава образовательного ведомства Жансеит Туймебаев прокомментировал это так: “Нам неизвестна такая информация”.
Астана
На самом деле, к Единому национальному тестированию не должно быть претензий. Понятно, конечно, что новая система, каковой является ЕНТ, не может работать совсем уж безупречно, и потому отдельные накладки есть и будут. Но главное - объективный беспристрастный подход к оценке знаний, который обеспечивает тестирование в его нынешнем виде. Это невозможно не считать достижением, и вот тут-то возникает вопрос: почему и отечественные педагоги, и сами ученики, и их родители так настойчиво высказывают претензии в адрес ЕНТ?
Причины между тем вполне объяснимые. Раньше учителя вершили судьбу выпускников и чувствовали при этом себя чуть ли не богами. Их называли “инженерами человеческих судеб”. Мы уже не говорим о том, что многие имели от этого “дополнительный” заработок. А попросту “доили” учеников и их родителей. зОбеспокоенные за своих чад родители были готовы заплатить энные суммы преподавателям вузов, чтобы их ребенок поступил в институт либо сделать подарок школе, дабы тот успешно закончил среднеобразовательное учреждение.
Сейчас все решает машина. За педагогами осталась лишь образовательная функция. С одной стороны, это хорошо, поскольку исключается так называемый “личностный подход”, когда учитель из-за личной неприязни мог занизить оценку ученику. С другой - какими бы плохими или хорошими педагоги ни были, они преподавали “уроки жизни”, особенно учителя старой закалки. Ощущая себя “инженерами человеческих судеб”, читали нотации, смысл которых раскрывался по мере взросления школьника. Сегодня преподавателей отстранили от нравственного воспитания. Ведь ученики, приходя на тестирование, не смотрят в глаза учителю, а думают, как бы правильно заштриховать кругляшок на листе ответов.
Может, стоит задуматься над этим и сохранить моральную сторону обучения в школах, возложив, скажем, эти обязанности на специального преподавателя или психолога. Ведь именно в школьном возрасте формируются личностные качества человека. А если преподавание выстроить по схеме “научу - освою”, то ребенок будет чувствовать себя машиной для зазубривания текстов в книжке. И найдет духовную пищу в какой-нибудь секте. |