ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ Горячие новости / Исследования

Алан Байтенов
Россия решила скорректировать свои планы относительно участия в проекте “Байтерек”. По крайней мере, об этом говорят средства массовой информации соседнего государства. Мол, партнеры не смогли договориться о цене, а также о том, кто будет оплачивать строительство комплекса “Байтерек”, предназначенного для более чистой и современной ракето-носителя “Ангара”.
В данный момент Россия строит космодром “Восточный” и, не исключено, прикидывает возможность размещения стартового комплекса для своего новейшего тягача именно там. Нам же, если все же сосед продолжит работать на Байконуре, останутся “грязные” “Протоны” и долги по уже начатому строительству. В общем, “Восточный” сегодня является главным конкурентом нашей площадки, а Роскосмос, по словам Казкосмоса, предлагает нам отказаться от “Ангары” в пользу украинского “Зенита”

Все началось с того, что в 2004 году Россия и Казахстан заключили соглашение о строительстве нового стартового комплекса “Байтерек” на территории космодрома Байконур. По идее этот комплекс (сказано на официальном сайте, посвященном проекту “Байтерек”) позволит уменьшить использование ракет-носителей разгоняемых токсичными амилом и гептилом. Коммерческая составляющая вопроса также очень значима, однако, учитывая сравнительно частые аварии “Протонов” и попадание ядовитого топлива из ступеней на нашу землю, безопасность все же на первом месте. Да и строительство суперсовременного стартового комплекса для сравнительно чистого и где-то даже авангардного тягача позволило бы говорить о крепких отношениях в области космоса между нашими странами, как минимум, на ближайшие 10 лет.
И вот мы узнаем следующее. По информации “Известий”, Роскосмос оказывается уже отказался от идеи продолжать сотрудничество в рамках программы “Байтерек”. “Вероятность того, что проект “Байтерек” реализуют, сейчас практически равна нулю. Формально переговоры не завершили, но, по сути, ясно, что какого-либо приемлемого для сторон результата не нашли. Казахстан предлагает строить стартовую позицию для “Ангары” совместно, разделив финансирование в пропорциях 50:50. В таком варианте наш вклад составил бы 800 миллионов долларов США, что для России невыгодно”, - печатают “Известия”, ссылаясь на пусть и анонимный, но все же “высокопоставленный источник в Роскосмосе”.
Конечно, с 2004 года, когда было подписано соглашение, изменилось многое. Да и отношения стали крепче, а границы прозрачнее. Но главное - начато строительство собственного российского космодрома “Восточный”. По идее этот космодром не должен иметь стартового комплекса, способного запустить “Ангару”. И в начале пути Россия не планировала создавать подобную площадку, отдав приоритетное право на запуски “Ангары” именно Казахстану. Однако, как только ценник строительства площадки ввиду объективных причин (считают в Казкосмосе) перевалил за 1,5 миллиарда долларов США (изначально по смете 223 миллиона) и Казахстан приостановил строительство, у России возникли новые идеи. И, как комментируют независимые эксперты, сейчас всерьез рассматривают возможность переноса программы для запусков “Ангары” на космодром “Восточный”. Впрочем, считают некоторые аналитики, Россия, прикидывая строительство нового стартового комплекса, попросту решила обезопасить себя - мол, мы сами виноваты - проект “буксует” и все время перебивается на государственных кредитах. Правда, как пишут “Известия”, ссылаясь на тот же источник, почему-то Роскосмос делал это скрытно. И если бы не Счетная палата, которая нашла перерасход в 46 миллионов рублей, мы бы об этом и не узнали. Оказывается, эти деньги агентство истратило на транспортировку макета “Ангары” к “Восточному”.
alt
От “Ангары”
к “Зениту”

В общем, конфликт вроде как понятен. Но тут же за публикацией пришел официальный ответ от Роскосмоса. Мол, опубликованная информация не имеет ничего общего с истинным положением дел. “Информация, изложенная в упомянутой статье, не соответствует действительности, искажает истинную ситуацию с функционированием космодрома и подлинное состояние российско-казахстанских отношений в области космической деятельности” - вот официальный ответ пресс-службы Роскосмоса. Однако к основному ответу есть и добавка: “В настоящее время российская и казахстанская стороны продолжают совместный диалог о поиске взаимоприемлемых решений создания на космодроме Байконур стартового комплекса космического ракетного комплекса “Байтерек”. В соответствии с уже достигнутыми договоренностями реализуют ряд проектов совместного сотрудничества, а также разрабатывают перспективные направления взаимодействия”. Если прочитать между строк - сложности существуют на самом деле, потому что до сих пор “идет диалог”, в то время когда “Байтерек” должен быть сдан в эксплуатацию всего через 2 года! То есть по первоначальной договоренности, в 2014 году.
Но об этом подробнее немного ниже. Сначала слова представителей Казкосмоса относительно сложившейся ситуации (ответ на запрос агентства КазТАГ): “Роскосмос предлагает рассмотреть альтернативный вариант создания КРК “Байтерек” под уже действующий РН “Зенит”, который эксплуатируют на космодроме Байконур с 1985 года. Технический и стартовый комплексы РН “Зенит” на космодроме имеются, и их не надо строить в рамках проекта”. Тем самым все юридически верно - “Байтерек” остается, а вот “Ангары”, одного из самых передовых тягачей современности и ближайшего будущего, нам не видать. Фактически осталось только громкое название. Вместо “Ангары” - хоть и менее опасный, чем гептиловый “Протон”, но менее грузоподъемный “Зенит”. И как партнер в космической программе - Украина.
Виноваты ли здесь интересы “Восточного”? Наверное, нет. То, что мы окончательно потеряли “Ангару”, стало известно еще в начале 2012 года. А может, и раньше. Тогда, в январе, Талгат Мусабаев, приоткрывая завесу тайны относительно “Байтерека”, нашел виновных: “Те, кто готовил с нашей стороны данное соглашение, конечно, мало понимали вообще в ракетно-технической области и тем более в создании таких мегакрупных проектов, как “Байтерек”. Были допущены серьезные ошибки, которые привели к тому, что, например, в соглашении о “Байтереке” не заложены никакие меры ответственности со стороны Российской Федерации”. И в том же интервью (январь 2012 года) он сказал, что, по его информации, в настоящее время российская сторона рассматривает решение об использовании ракетоносителей “Ангара” на космодроме “Восточный”. Правда, никто тогда не придал большого значения его словам. А это уже и был самый настоящий приговор проекту “Байтерек”.
Первый запуск “Ангары” наметили на 2013 год. Конечно, сразу заменить “Протон” она не сможет. Но готовится как смена. И в конечном итоге “Ангара” будет ходить только с “Восточного”, а нам же останется дешевый и небезопасный для экологии и нашего здоровья “Протон”. Надолго ли? Быть может, вплоть до 2050 года... Кстати, “Зенит” не конкурент, так как играет в совершенно другой весовой категории. И еще. “Байтерека” нет, но он уже должен банкам по государственным кредитам...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение