|
Айгерим Бейсенбаева
Алматы без глянца и обертки
Британские художники ежегодно разбирают Лондон на сто частей. В результате раздела территории каждому автору достается кусочек города, который нужно пропустить через призму художественного восприятия и отразить на полотне или снимке.
Каждый год подобный творческий раздел под названием “10х10” собирает в одну обойму около ста авторов и дает им мощный импульс для дальнейшей работы. А главное, позволяет взглянуть на привычные места по-новому.
Подобный проект в этом году стартовал и в Алматы. Южную столицу поделили на 16 воображаемых квадратов со знаковыми местами и распределили между именитыми отечественными авторами, среди которых не только художники, но и фотографы, дизайнеры и прочие творцы
Художественный проект “4х4” стартовал в июне этого года, именно тогда в результате жеребьевки организаторы проекта распределили лакомые кусочки города между авторами. Никаких ограничений в техническом исполнении они при этом не озвучили.
Спустя несколько месяцев авторы предоставили результаты собственной исследовательской работы. К слову, в проекте “4х4” приняли участие такие казахстанские авторы, как Сауле Сулейменова, Куаныш Базаргалиев, Галим Маданов, иллюстраторы Николя Журну и Елена Те, дизайнер Нурлан Туреханов, фотограф Ян Рей и другие.
Авторы представили готовые произведения в выставочном пространстве галереи “Тенгри-Умай”. Ностальгических акварельных этюдов маленьких улочек и старинных построек среди работ нет, как нет и живописных пейзажей, отражающих конфетную красоту залитого летними дождями города. Каждый из участников пошел своим концептуальным путем для того, чтобы в итоге сойтись в одной точке и представить город таким, каким мы его еще не видели.
|
Куратор проекта Асель Есжанова |
Так, сразу бросается в глаза масштабная черно-белая фотография с видом городского водоема, сделанная в стиле снимков с присутствием НЛО или развалинами радиоактивного завода. Как выяснилось, на снимке с выбросившимся на берег дельфином изображен Сайран. Так, участник проекта Алексей Демидов представил соответствующий район, в котором в будущем планируют воздвигнуть океанариум. Немного грустно и иронично.
Подробнее о сути выставки и об участниках рассказала куратор проекта Асель Есжанова:
- Когда речь идет о творчестве, очень сложно представить конечный результат. Еще не имея четкого представления о том, что в итоге получится, мы поняли, что для нас самое главное - это получить некий творческий импульс и посмотреть на Алматы другими глазами.
Мы привыкли сетовать на то, что наш город стал неуютным, загазованным, и та особенная атмосфера, присущая Алма-Ате, она исчезла. Мы привыкли жаловаться. Но если посмотреть на город через призму художественного взгляда творческого человека, можно увидеть ранее не замеченные нами интересные явления.
Меня радует, что работы в итоге получились такими разнообразными. И не только в плане использования медиатехник. В нашем проекте приняли участие не только художники, но и иллюстраторы, дизайнеры, фотографы.
Все авторы получили по одинаковому “куску” города, но то, как они подошли к воплощению своих мыслей, делает этот проект неповторимым.
|
“Невеста-героиня” Николя Журну... |
Один из участников проекта, fashion-фотограф Ян Рей подошел к этой работе по-своему. Он рассказывает нам о том, как много деревьев рубят в последнее время и насколько стало меньше свежего воздуха. И как он это показывает? На свой манер, через фотографии человека.
Или взять, к примеру, работу Галима Маданова и Зауреш Терекбай. Им достался квадрат с площадью Дворца Республики. Их работа цитирует слова Абая, содержит старые открытки и цвета, заметьте, такие ностальгические. Колорит грустный, но это светлая печаль.
Сама Асель также приняла участие в проекте. Ей достался безрадостный участок масштабной развязки на улице Ташкентской. На ее графическом полотне беспорядочный узел из проводов, дорог, бесконечных цепей машин и высоковольтных вышек.
- Да, мне досталась гигантская развязка возле “Прайм-плаза”. Знаете, та, с кладбищем заброшенных машин под мостами... Обычно мы проезжаем такие места быстро и стараемся не обращать на них внимания. Потому не замечаем какие-то нелепые вещи. Брошенные машины, какие-то странные ржавые слоны, пыльные розы. Мы стараемся не видеть все эти стихийные свалки, потому что они настолько неприятны нашему глазу.
Среди молодых участников также дизайнер Евгений Хоботов, который до отказа “набил” свой квадрат метафорами:
- В результате “дележки” города нам достался участок реки Весновка от КазГУ и ниже. Было важно показать свое видение этих городских мест, очень интересных, надо заметить, потому что здесь расположено большинство школ и университетов. В моей работе основное место занимают переживания школьников и студентов. Взрыв мозга, кнопки, школьный звонок, летящие школьницы, от любви или от депрессии...
Французский иллюстратор, создатель комиксов Николя Журну, один из участников проекта, в своей фирменной манере изобразил идиллическую картину в Парке имени 28 панфиловцев:
- Я сразу решил, что нужно изобразить какой-нибудь узнаваемый визуальный символ города. В моем распоряжении был Парк имени 28 панфиловцев, где есть собор, бар “Чукотка” и памятник воинам Великой Отечественной войны. Это место одновременно и радостное, и грустное. Потому что там всегда полно молодоженов и их гостей, отмечающих свадьбу, и вместе с тем это место, где чтят память героев.
Это место очень интересное и символичное, но я, правда, очень долго думал, что конкретно вывести как центральный сюжет. В сознании это место тесно связано с военными героями и с невестами, в итоге я решил изобразить казахстанских невест.
Я в этой стране живу уже шесть лет, и вот что я заметил: в Казахстане девушки очень рано выходят замуж. Сразу рожают детей, и вот не прошло и нескольких лет, как некоторые из них, увы, разводятся. Ей вот едва за двадцать, а у нее уже двое детей. Я подумал, что они как современные отважные герои. Поэтому на моей картине она, казахстанская невеста, стоит на месте солдата, она грудью встречает все проблемы, запечатлена в смелом порыве, а вместо гранаты у нее в руке свадебный букет.
|
...и “Невеста” Сауле Сулейменовой |
Вообще работа месье Журну выглядит как ироничная шутка, потому что описанная художником торжественная композиция стала фоном для парочки целующихся солдат. По признанию автора, ироничный сюжет работы - это только поверхность айсберга. Суть произведения гораздо глубже. Так, по словам художника, в своей работе он поднимает вопрос роли женщин в казахстанском обществе, культуры, отношений между народами и серьезные проблемы. “Люди, привычные ко всему, на многое закрывают глаза, - добавил Журну, - а мне хотелось как раз заострить внимание на некоторых явлениях”.
Тема казахстанских невест стала лейтмотивом работы и другого участника - Сауле Сулейменовой. Свою “Невесту” в саукеле и прочем убранстве для “жертвоприношения” она рисует с помощью трафарета на ржавых заборах, как этакий отечественный Бэнкси.
- Мне достался район улиц Гоголя и Ауэзова. И дальше вглубь, во дворы, - рассказывает Сауле. - Когда я его увидела, сразу поняла, что это повод для меня вернуться к определенному периоду моего творчества. Это просто царство ржавых заборов, гаражей и прочего. Это район по-старому алматинский, не залакированный, без оберточной красоты. Поэтому я решила пройтись по нему с моей визитной карточкой, с моей “невестой”. |