|
Галя Галкина
Человек с библейским именем и жизнерадостностью ребенка был в центре карнавала кукол. Он и сам чем-то похож на Буратино, только взрослого, мудрого и атлетически сильного - борца за добро и справедливость. Давид Бурман - председатель жюри II Всемирного карнавала кукол в Алматы - на протяжении недели неустанно повторял слово “миссия”. Так вот, миссия известного театрального менеджера России, генерального директора знаменитого Международного фестиваля кукольных и синтетических театров “КYKART”, а теперь еще и арт-директора Кемеровского областного театра драмы сформулирована им самим - “Позитив и толерантность”
- Слава Богу, что в Казахстане есть атмосфера толерантности, если ее удастся сохранить, то Казахстан останется уникальным регионом, каковым и является.
Петербуржец Давид не только пьет чай по-казахски. Он изучал казахский язык, может на нем говорить в рамках приветствия, поддержания беседы. Давид любит Абая, прочел всего, что было издано. Издание советских времен “Аз и Я” Олжаса Сулейменова длительное время оставалось его настольной книгой. Изучал Шокана Валиханова, Жамбыла.
- Мне было интересно. Потому что казахская культура - самая близкая к русской. Она настолько погранична, эмоциональна и духовна, что разорвать эти две культуры - это все равно, что насильно оторвать друг от друга сиамских близнецов... Казахстан - посредник между Востоком и Западом. Это было всегда. Хочешь посмотреть, как надо жить, посмотри - как живут и общаются в Казахстане. Умение выстраивать межкоммуникационные отношения - это сложно, особенно, когда это связано с межконфессиональными, межнациональными взаимоотношениями. Я всегда любил и люблю Казахстан.
- Сейчас популярнее не любить собственную страну, критиковать и искать идеальное место на планете...
- Когда меня спрашивают “Как ты относишься к стране?” - отвечаю: “С любовью!”. А потом сам же и дополняю вопрос: “А к государству?” Государство - некая технологическая форма, которая может ломать человека. Это все-таки административная система. Формула очень простая - государство подобно службе секретной безопасности. Возьмите руку человека, сожмите, он закричит: “Больно!”. Ослабьте рукопожатие, он скажет: “Больно, но терпимо”. Вот так и будешь жить. Вот это и есть государственное устройство. Оно технологично специально сделано так, чтобы человек стоял перед выбором: стать не зависящим ни от кого, но тогда принимать решения за себя, нести ответственность самому. Либо жить в системе. Всегда можно найти гармонию.
- Можно любить страну, но при этом недолюбливать или даже презирать людей.
- Я люблю людей. Это взрослые дети. Мне мама говорит: “Давид, тебя люди столько раз предавали, обманывали, столько раз ты деньги терял!” Я ей отвечаю: “Неужели деньги являются мерилом ценностей? Только духовные отношения людей могут быть мерилом ценностей”. При всех раскладах. Деньги - это другая часть отношений. Если человек с человеком не могут договориться, то какие бы ни были средства, все равно будет беда. Я тот самый человек, для которого важны человеческие взаимоотношения, межкоммуникации, важна душа. Мы пришли в этот мир голыми, простите, в тот, другой мир голыми и уйдем. Отношусь к материальному с большим уважением, но не более того. Деньги - не мерило ценностей. Если ты имеешь позицию, то это и есть мерило ценностей.
Богач, бедняк
Давид Бурман некоторое время назад был весьма обеспеченным человеком в Санкт-Петербурге. Но в одночасье потерял бизнес - “почти рейдерский захват”. Кому-то достаточно, чтобы сломаться, не подняться больше с колен. Но Давид отнесся к финансовому крушению философски. Материальное процветание, по его мнению, мешает чему-то другому.
- Для меня не было драмы. Раз материальное не главное, значит, что-то другое важнее... Вот это иное я и ищу. Думаю, что это другое - духовность. Потеряв бизнес, я почувствовал, что открылось нечто новое в моей жизни. Поехал в Израиль, замечательно отдохнул. Были, конечно, и проблемы, в том числе внутри семьи... Это привело к разрыву. Каждый человек ведь совершает глупости. И я в свои 50 лет много веселого совершил. Сел в машину и уехал в Кемеровский театр драмы. Никто не понял. Я им сказал: “Есть вещи, которые не надо объяснять”. Вот это и есть движение, передвижничество, миссия... Но моя миссия без пафоса. Отношусь ко всему со здоровой иронией.
- При всем ироничном отношении к жизни есть все же и серьезные вещи?
- Разумеется! Табу - это дети и семья. Каждый имеет право на защиту. Я имею в виду именно физическую защиту. Все остальное мы переживем. Отмыться можно от всего, если ты сам не совершил чего-то фатально недостойного. А вот позволять копошиться в тебе и пытаться разрушать твой мир - это категорически недопустимо. Берегите близких и родных!
Драма
- Когда я пришел в Кемеровский драматический театр, то не мог понять, почему драматический театр так сильно отличается от кукольного. Потом выясняется, что у артистов, почти у каждого, есть внутренняя проблема - как ее определило мое дружеское PR-агентство - анегдония, - когда человека ничто не радует. Вроде все есть у него, а радости нет... А там, в театре драмы, целая территория анегдонии... Психологически это трудно объяснить. Но с точки зрения местонахождения, исторического момента есть объяснение. В Кемерово в свое время ссылали людей. Соответственно, много было смертей. Это наслаивалось из поколения в поколение и создавало вот эту тяжелую ауру. Но там находится удивительный, фантастический губернатор Кемеровской области Амангельды Тулеев. Есть также потрясающий начальник департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области Антон Собянин. Позитивный человек, фейерверк, он все время находится в движении. Они стараются негативную, засасывающую воронку анегдонии закрыть и сделать так, чтобы люди получали счастье от того, что находятся здесь! В Кемерово активнейшая система развития творческих инициатив. И для меня такие люди - союзники.
В Кемеровском театре Давид Бурман выпустил “Эмигрантов” Мрожека, он так и называется - спектакль о толерантности. История простая: двое людей принадлежат двум разным социальным слоям (они бы никогда не оказались вместе), уезжают за границу и попадают там в один подвал.
- И я намеренно разделил их - один живет в ослепительно чистой половине, другой - в ужасающе грязной. А для него это и есть чистота. И ему кажется, что стерильная половинка соседа неприемлема для жизни, это и есть грязь. А что такое гармония? Это научиться адекватно существовать друг с другом, не разрушая мир друг друга...
- Почему Ваша жизнь связана с театром кукол?
- Очень хотелось остаться в детстве. В нем и живу. Меня потряс Израиль, где недавно был. Это детская страна. Сплошное детство... Хотя ведь воюющая страна. У них террористы рядом... Тут нелепые ортодоксы со своими дополнительными ограничительными законами... Но при всем этом очень толерантная страна. Люди постоянно улыбаются. Они даже когда ссорятся, то улыбаются. И я понял, ведь в каждую секунду может случится террористический акт - взрыв, расстрел... И жизнь закончится. Зачем же тратить силы на конфликт, уныние? Счастье внутри... Его не надо искать. Отсюда и возникло точное определение моей жизни - “Позитив и толерантность”. Если твоя миссия нести добро, то это замечательно. Только вот сложность, кто определит, что такое добро, а что зло? На самом деле определение добра и зла могут дать только дети. Если хотите узнать правду о мире, спрашивайте детей. У них нет ничего наносного, они воспринимают все прямо и искренне. Поэтому Театр кукол - это тот самый организм, который в себе сочетает всевозможные лучи солнца, то есть радость.
Всемирный
кукольный
Во II Всемирном фестивале кукол в Алматы (организатор - акимат города Алматы, поддержка множества спонсоров) участвовало около 30 театров из Казахстана, Австралии, Бразилии, Перу, Франции, Великобритании, Японии, Украины, Беларуси, Литвы, Ирана, Турции, Таиланда, США. В этом году фестиваль был, по мнению членов жюри, масштабнее прошлогоднего. Миссия председателя жюри на карнавале была простой и сложной - определить единственного номинанта на Гран-при, других номинаций было множество - 15.
- Абсолютным фаворитом фестиваля стал спектакль “Каприччио”. Но еще одно открытие - компания из Таиланда, которая совершенно по-своему выстраивает теневой театр. Отмечены были многие коллективы. Но Гран-при один.
- Российский спектакль “Каприччио, Двойной со сливками”, получивший Гран-при карнавала, поразителен, фантастичен. Каприз, фантазия, причуда, спектакль завораживает, делает зрителей беспричинно счастливыми...
- Я смотрел его не первый раз, был в жюри, когда он только появился. Лейтмотив спектакля - это нить, связующая нас. Вы думаете, артисты просто так туману напустили в зал? А потом выпустили огромную рыбу на нити? Режиссер - он же философ, художник - он нас всех затянул и связал. А потом разорвал связь холодным выступлением некой дамы-конферансье, которая все время на себе все трогала и поправляла, вселяя тревожное чувство в нас, зрителей. Так она же нами управляла, применяла некую технику жестов - манипуляции людьми. А мы всегда предполагаем, что способны жить самостоятельно. На самом деле, нам никто не мешает жить гармонично и свободно!
- Каково было артистам, участникам Всемирного карнавала, в Алматы? Знаю, в гостинице, где Вы и все артисты жили, не было всю неделю горячей воды.
- Даже если им было в чем-то не комфортно, то радость, даже счастье от контакта друг с другом всегда нивелировали это. С моей точки зрения, счастье есть всюду и везде! Приехали сюда, значит, уже счастье!
Досье “НП”
Давид Семенович Бурман - известный театральный продюссер России, генеральный директор АНО ИНТЕРСТУДИО и президент знаменитого Международного фестиваля кукольных и синтетических театров “КYKART”, арт-директор Кемеровского областного театра драмы. Живет в Санкт-Петербурге.
Родился 13 сентября 1961 года в городе Черновцы, школьные годы провел в Ужгороде. Театром увлекся с детства Уже в 10 лет успешно дебютировал в театре-студии “Ровесник” при ужгородском Доме пионеров. С отличием закончил Оренбургское музыкальное училище. Затем была учеба в Санкт-Петербургской театральной академии, причем сразу по двум специальностям - режиссура и экономика театрального дела. 20 лет назад Давид Бурман стал организатором, а затем президентом и директором знаменитого Международного фестиваля “КYKART” (первыми вдохновителями были Михаил Хусид и Юрий Нолев-Соболев), и поныне ведущего форума кукольных и синтетических театров. Долгое время Давид Семенович был одним из руководителей Государственного института инновационных программ, современной школы повышения квалификации ведущих работников культуры России. В 2011 году принял приглашение Кемеровского областного театра драмы имени Луначарского стать арт-директором труппы. |