|
Юлиана Жихорь
То, что регионы Казахстана отстают в своем развитии от центра, давно не секрет. Умирающие, а потому дотационные, малые города, массовый переток их населения в обе столицы и, соответственно, резко увеличивающаяся численность горожан с проблемами их обустройства заставили правительство пересмотреть свое отношение к внутренней экономической политике. Не мудрствуя лукаво, Астана решила повторить российский опыт, разработав и внедрив специальную программу развития городов. Во вторник Кабмин окончательно определился с ее видом и содержанием
Когда несколько лет назад всю страну всколыхнули события в Шаныраке и Бакае, только ленивый не заговорил о том, что во всем виноваты власти. С одной стороны, их ругали за жесткие меры выселения “самозахватчиков”, с другой - критиковали за отсутствие рвения по подтягиванию уровня жизни в регионах до “центральных стандартов”.
Именно этот момент можно считать стартовой точкой для поворота Кабмина в сторону регионального развития. Тогда страну пытались поделить на четыре части (север, юг, восток, запад), потом поделили на перспективные и неперспективные, выделив в первые, естественно, две политические столицы и две сырьевые - Атырау и Караганду. Так, обратили, наконец, внимание на то, что четыре региона (Алматы, Астана, Атырауская и Карагандинская области) из шестнадцати обеспечили по итогам 2009 года 47,2 процента ВВП страны. (Интересно, почему взяли за основу 2009 год, хотя саму программу приняли летом 2011-го.) Посмотрели и на разницу в уровне развития: по итогам того же 2009 года валовый региональный продукт на душу населения в Жамбылской области составлял 336,3 тысячи тенге, в Атырауской области - 3 881,6 тысячи тенге с разницей 11,5 раза.
“Необходимы подготовка и принятие мер, цивилизованно учитывающих не только общечеловеческие, но и этнические особенности сельского образа жизни, особую, в силу пространственно-территориальной специфики, роль села в социальной и экономической жизни общества. Необходимо осуществление мероприятий по государственной поддержке: решение жилищной проблемы на селе, развитие сети сельских учреждений здравоохранения, общего образования, газификация, дорожное строительстве на селе, обеспечение средствами связи и телекоммуникациями”, - говорится в стратегическом плане 2011-2015 Минэкономразвития. (Видимо, подразумевают, что “общечеловеческие и этнические особенности” в городах внимания не заслуживают.)
Теперь у правительства появилась очередная дебютная идея - развивать регионы за счет создания городских агломераций. “В мире происходит трансформация подходов к развитию агломераций. Если раньше их формирование происходило на базе центров промышленного производства традиционной экономики, то сегодня этот процесс основывается на построении современных инновационных территорий постиндустриальный экономики”, - заявил на заседании правительства министр экономического развития и торговли Ерболат Досаев. И сообщил, что у нас такая трансформация будет происходить по двум направлениям: агломерации 1-го уровня - Астана, Алматы и Шымкент, как обладающие наибольшим потенциалом; агломерации 2-го уровня - Актобе и Актау. Основной задачей их развития определили “формирование их как долгосрочных центров роста, интегрированных с мировыми и региональными рынками”.
Так, Астана должна включить в себя не только собственные “запасы” (центр высоких технологий и инноваций на базе Назарбаев университета, медицинский кластер и индустриальную зону), но и Карагандинскую, и Акмолинскую области. (В первой, видимо, промышленность, во второй - Щучинско-Боровская курортная зона.) Алматы будет развиваться как торгово-логистический и финансовый центр, инновационный кластер на базе ПИТ “Алатау” и крупнейших университетов города. Южная столица, как заявили в Кабмине, должна стать центром туризма (“Шымбулак”, “Медеу”, “Табаган”, “Кок-Жайлау”, этнотуризм) для всего региона Центральной Азии. Заодно в эту агломерацию предлагают включить будущие города-спутники G4 City и “Хоргос” (как часть торгово-логистического центра).
Что будет включать в себя Актюбинская агломерация, пока не понятно (по крайней мере, в докладе министра об этом не упоминалось), а вот Актауская вберет в себя экономически активное побережье Каспия.
На формирование новых экономико-политических образований будут работать государственные проекты и фактически все государственные и отраслевые программы (“Дорожная карта бизнеса-2020”, “Доступное жилье-2020”, “Занятость-2020”, “Модернизация ЖКХ” и другие).
Власти намерены “обеспечить скоординированное развитие инфраструктуры агломераций и зон их притяжения”. Фактически это означает, что вокруг указанных центров будут развиваться коммуникации, происходить модернизация ЖКХ (естественно, с применением новых технологий “на основе концепции Smart City, то есть “умный город”) и тому подобные показатели “общечеловеческих” удобств.
Власти определились уже и с моделями управления такими образованиями. Астанинской и Алматинской агломерациями будут управлять на основе договоров с акиматами городов и областей, а также “Комиссия при правительстве, отвечающая непосредственно за развитие этих агломераций”. Остальным повезло больше - у них будет самоуправление на уровне областных акиматов.
Финансирование, как сообщил Досаев, будут осуществлять в рамках действующих государственных и отраслевых программ.
Конечно, идея хорошая - вытянуть всю страну за счет пяти городов. Однако возникает резонный вопрос: а что делать остальным? Получается, что без внимания властей остался весь восток страны, брошенным - центр. Насколько эта программа включит в себя малые, пока еще не “умные” города типа Аркалыка, Зыряновска и других, пока тоже не известно. Видимо, их оставят в рамках действующей Программы развития малых городов, которую, впрочем, тоже скоро скорректируют под новые экономические идеи и переделку зон “экономической любви” властей.
Астана |