ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ИЗ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ - В ОБЩЕСТВО СТРАХА Горячие новости / Исследования

Страх перед будущим
Заставляет искать спасение в прошлом

Реакция общества на приговор участницам группы Pussy Riot и идея православного патрулирования улиц; события политической зимы, когда одновременно с протестами “белоленточной” оппозиции прошли многотысячные митинги сторонников стабильности; толпы паломников в многочасовых очередях к поясу Богородицы - все это показывает, что страна нынче меняется не только политической волей. Население тоже предлагает свои сценарии

Люди сегодня так боятся будущего, что предпочитают смотреть назад. В кино и литературе про то, что ждет человечество впереди, сочиняют антиутопии, а идеалы находят в патриархальном прошлом.
Многим в России свобода стала казаться причиной хаоса, и они искренне желают ее обуздания, видя в системе запретов благо и гарантию безопасности.

Общество риска
Еще в 1980-е годы немецкий социолог Ульрих Бек написал книгу “Общество риска. На пути к другому модерну”, в которой зафиксировал перемену общего отношения к миру в постиндустриальной стадии развития общества: движущей силой вместо “Я хочу есть” стало “Я боюсь”. Или иначе: “Место общности нужды занимает общность страха”. В простых и ясных выражениях Бек описал то, что происходит и будет происходить с людьми, потерявшими контроль над глобальными процессами в экономике и политике.
“Рушатся рынки. В условиях изобилия царит дефицит. Возникают массовые претензии. Правовые системы не справляются с фактами. Самые животрепещущие вопросы наталкиваются на недоуменное пожимание плечами. Медицинское обслуживание оказывается несостоятельным. Рушатся научные системы рационализации. Шатаются правительства. Избиратели отказывают им в доверии”.
Безусловно, все эти настроения возникли не сегодня, но сегодня они овладели массами. Бек говорит о состоянии “новой беспомощности”, от которой не защищены даже самые стабильные общества.
Что же говорить о России, в которой к этим цивилизационным рискам в 90-е годы добавились революционные перемены, смена уклада, крушение привычной картины мира.
Важно понимать: растерянность, царящая сегодня в головах большинства наших сограждан, - не только наша проблема, это общемировые настроения. Однако спасения все ищут по-разному.
Своеобразие российского общества в том, что причиной своего беспокойства большинство считает свободу - ту самую, за которую в 90-е годы общество с таким энтузиазмом боролось.

“Антимодернистский”
сценарий

Ульрих Бек писал в предисловии к своей книге, что нынче получает развитие “антимодернистский” сценарий - “критика науки, техники, прогресса”. Действительно, пересмотром идеи прогресса люди активно заняты почти повсеместно. Страх будущего приводит к тому, что общество начинает искать те развилки, где оно “ошиблось”. Откуда свернуло не туда.
В России и искать не надо. Ностальгия по советскому прошлому, которую наблюдатели отмечают даже у молодых, рожденных в конце 1980-х - начале 90-х годов, имеет более глубокие корни, чем любовь к советским комедиям, которые так часто показывает телевидение.
Любовь к твердой руке, апология сталинизма, внезапная религиозность и прочие вещи того же порядка - это все попытки найти опору в наступающем хаосе. Ощущение тревоги, неуверенности и зыбкости мира, в котором все таит непонятную, но отчетливо сознаваемую угрозу - вот основа крепнущего народного консерватизма.

Кому война,
а кому мать родна

Стабильность, желание которой столь уверенно высказывают большинство россиян, - вещь очень эфемерная, найти примеры ее реального существования почти невозможно. Но на помощь приходит идеализация. В прошлом, если его подчистить и подкрасить, можно увидеть чудесные образцы правильного жизнеустройства.
Сценариев множество: от дохристианской Руси, в которой кто-то видит общество крепкого душевного здоровья, до пресловутого 1913 года - времени, когда дореволюционная Россия уверенно шла к процветанию, и если бы не Первая мировая война и большевики, то непременно процвела бы.
Удивительно, что даже величайшая катастрофа Второй мировой войны в этом контексте для многих выглядит едва ли не временем наивысшего расцвета страны. Именно во время Великой Отечественной мир был устроен наиболее правильно и просто: был общий враг, была жертвенность во имя высокой цели - Победы, были солидарность, осмысленность и героизм.
А главное, впереди было счастье, омытое кровью, но тем более желанное, была мирная жизнь, идеал которой - общий для всего народа - был лучшим стимулом для напряжения всех сил. И количество жертв в этом случае воспринимается как лишнее подтверждение значительности события.

Церковь, как узда
В этом же духе можно рассматривать и возросшую религиозность россиян, вернее, массовое вступление в лоно православной церкви при довольно низкой духовной активности. Мистический опыт и религиозные откровения - явления, что ни говори, довольно редкие. Что же тянет людей в Церковь?
Руководитель отдела социально-политических исследований “Левада-Центра” Борис Дубин обнародовал данные, согласно которым из 70 процентов россиян, называющих себя православными, 30 процентов считают, что Бога нет, 55 процентов вообще не ходят в храм, 90 процентов православных признают, что они не принимают участия в деятельности Церкви.
По словам Дубина, современные православные объясняют свою потребность в вере главным образом тем, что вера делает жизнь легче и позволяет преодолевать трудности.
И дело тут далеко не только в том, что, по словам социолога, “многие считают Церковь своеобразной политической партией”, и не только в желании осуществить “идентификацию на макроуровне” (человек ощущает свое единство с коллективным “мы”). Но и в том, что в сознании огромного количества людей идея свободы, столь популярная в 90-е, не является больше привлекательной. Зато оформилась потребность в ограничении и во введении системы запретов.
Идея ограничения популярна сегодня во всем мире, но если среди европейцев и американцев она существует в форме самоограничения, разумного потребления и здорового образа жизни, то в России появляется другая стратегия, продиктованная собственным историческим опытом: ограничения должны быть наложены извне, некоей институцией, которая выше личности - Церковью, армией или государством.
Алена Солнцева, специальный корреспондент газеты “Московские новости” - для “РИА Новости”

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение