Алла Иванилова
Отечественное Министерство образования и науки уже давно превратилось в “министерство образовательных реформ”. Что ни выступление министра, то новые заявления о предстоящих реформах. Так что же ждет эту сферу в ближайшем будущем?
После того, как Бакытжан Жумагулов занял кресло министра образования и науки в 2010 году, в стране одна за другой начались “учебные революции”. Оно и понятно - глава ведомства из научной среды, поэтому знает ситуацию изнутри.
Уже решено, что казахстанская система образования будет развиваться по двум основным направлениям - укрепление материально-технической базы и повышение качества образования. В стране реализуется Программа модернизации образования, представленная главой государства в ходе интерактивной лекции в “Назарбаев Университете”. До конца этого года запланировали проведение 12 из заявленных в рамках реализации программы 137 мероприятий.
Образовательные учреждения оснащают современным оборудованием, совершенствуется система измерения оценок школьников и контроля качества образования, что позволяет адекватно реагировать на ситуацию в регионах.
Огромное значение Минобразования стало придавать отбору педагогических кадров. К сожалению, в Казахстане уровень квалификации педагогов, прежде всего в среднем образовании, оставляет желать лучшего. В педвузы идет заведомо слабо подготовленная молодежь, причем по остаточному принципу. Так, средний балл ЕНТ абитуриентов, зачисляемых на педагогические специальности, - 79, тогда как на юридические и экономические - 95, естественные, технические и медицинские - около 85, и даже на ветеринарию - 80 баллов. И это только по госзаказу, а на платные места будущие педагоги зачислялись и с 40-50 баллами - и таких студентов было 70 процентов от общего числа. Кроме того, в стране ежегодно выпускают более 30 тысяч молодых учителей. Из них на работу в организации образования устраиваются всего 10 тысяч человек.
|
Красавицы и элементарная алгебра |
При этом менее 30 процентов педагогов имеют ученые степени. По исследованию квалификации учителей PISA, Казахстан занял 53-е место. А по итогам отечественного тестирования, проведенного в 2010 году, и конкурса в “Назарбаев Интеллектуальные школы” почти половина действующих учителей не преодолела бы даже нижний пороговый уровень, не говоря о проходном.
В развитых странах к учителю предъявляют серьезные требования. В педвузы принимают самых подготовленных абитуриентов: так, в Южной Корее - всего 5 процентов, в Финляндии - 10 процентов. Высока и квалификация преподавательского состава: в США 75 процентов преподавателей имеют ученые степени, в Канаде - 90 процентов, а в Великобритании - почти сто процентов. Выпускники педвузов на выходе сдают сложный квалификационный экзамен, а затем проходят практические испытания в школе в виде интернатуры.
Ориентируясь на зарубежный опыт, чиновники решили - “учителями нашего времени” должны становиться только самые достойные. “Если мы по остаточному принципу набирали наших студентов на педагогические специальности, то теперь будет серьезный отбор”, - отметил глава ведомства Бакытжан Жумагулов в ходе недавней онлайн-конференции. Уже со следующего года прием в педагогические вузы будет совершенно другой. Предлагается ввести экзамены, выявляющие наличие психологической готовности, педагогических задатков, мотивации к получению педагогической профессии и работе по ней. “Новые педагоги” должны знать иностранные языки и в совершенстве владеть IT-технологиями. Чтобы профессия учителя стала привлекательной и в педвузы поступали более подготовленные абитуриенты, увеличили стоимость гранта. Более того, чиновники намерены привлечь зарубежных специалистов для разработки принципиально новых стандартов подготовки педкадров, а также, руководствуясь принципом “главное не количество, а качество”, сократить число вузов - уже 49 из 89 запретили вести поготовку педагогов.
Уровень заработной платы учителей в развитых странах также вполне достойный. Например, в Финляндии - 2500 евро, в Японии - 2-3 тысячи долларов, в Сингапуре учитель - одна из самых высокооплачиваемых профессий. Поднимать зарплату педагогам будут и в нашей стране. Для того, чтобы поддерживать их профессионализм, за рубежом активно действуют разнообразные и хорошо оснащенные сети постоянного повышения квалификации. Подобные должны появиться и у нас.
Астана
|