|
Алла Иванилова
Чиновники намерены повысить грамотность и улучшить мышление подрастающего поколения. Для этого кардинально изменят не только процесс подготовки и выпуска отечественных школьных учебников, но и внедрят новую методологию выставления оценок
В последние годы Казахстан сделал большой рывок в образовании. Один из ярких показателей - результаты рейтинга конкурентоспособности стран мира, опубликованные недавно Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). В нем наша республика поднялась сразу на 21 место вверх - такого роста за один год нет больше ни у одной страны. Сфера образования и науки внесла весомый вклад: по большинству относящихся к ней индикаторов - 11 из 14 - показан хороший рост. В частности, по таким позициям, как “Сотрудничество университетов и бизнеса” - продвижение на 29 мест вверх, “Качество системы образования” - на 11 мест и т.д
Но государственные мужи намерены и дальше покорять рейтинги. Систему среднего образования ждут большие перемены. Министерство образования и науки разработало Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.
Понятие “функциональная грамотность” впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Прежде всего это означает, что школьник должен не только зубрить правила и решать задачи, но и творчески мыслить, уметь выбирать профессиональный путь и быть готовым обучаться в течение всей жизни.
Одним из наиболее известных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for International Student Assessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития. Программа оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Исследование проводится раз в три года и его рассматривают как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования в мире. В ходе тестирования оценивают три области: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность. Казахстан впервые принял участие в исследовании PISA в 2009 году. Тогда в фокусе программы была читательская грамотность. В итоге результаты показали, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.
В первую очередь необходимо обновить методологию и содержание обучения. С учетом мирового опыта чиновники уже приступили к формированию нового Государственного общеобязательного стандарта. Особенно оставляет желать лучшего качество учебников. Это признает и глава образовательного ведомства: “Даже новые из учебников написаны фактически по прежней методологии, и их поэтапно надо менять с учетом развития функциональной грамотности”. Чтобы организовать разработку учебников нового формата, в ведомстве приступили к разработке проекта “Развивающие учебники”. “Нам предстоит по-новому подготовить авторов, методистов, издательства, систему экспертизы и апробации”, - констатировал Жумагулов.
Кроме того, повсеместно будет распространен опыт “Назарбаев интеллектуальных школ”. Для начала учебные программы, планы и методики, разработанные совместно с Университетом Кембридж, внедрят в 35 пилотных школах.
Второе, на что обратят внимание отечественные “революционеры”, - система оценки результатов обучения. “Сейчас у нас, по сути, нет четкого определения, за что надо ставить оценки “5”, “4” или “3”, а критериальная система такие определения даст по каждому уровню”, - заметил министр образования. Учебные достижения будут оцениваться по новой системе критериев: “знание - понимание - применение - систематизация и обобщение”. Сейчас ведомство приступило к разработке разноуровневых контрольных заданий по всем дисциплинам для всех классов. Знания казахстанских школьников будут оцениваться не только национальными (ВОУД и ЕНТ), но и международными системами оценки. В ближайшие годы пройдут такие исследования, как PISA, TIMSS и PIRLS.
Еще одним механизмом развития функциональной грамотности, признанным во всем мире, является активное участие родителей в образовании и воспитании детей. Будет разработана система мероприятий, направленных на активное включение родителей в жизнь школы: создание попечительских советов, ассоциаций родителей, родительских университетов. Минобразование уже готовит систему семинаров и тренингов для родителей. Помимо этого при ведомстве создали Совет по связям с общественностью, куда вошли депутаты парламента, видные ученые и общественные деятели, представители бизнеса, НПО и СМИ. На обсуждение совета будут выноситься самые ответственные вопросы. В дальнейшем аналогичные органы появятся и при акимах областей.
Государство обратит внимание и на дополнительное образование, которым сегодня охвачен всего 21 процент учащихся. “К 2016 году нужно выйти на 50-процентный охват”, - поставил задачу министр. Для этого расширят сеть кружков, секций по различным направлениям - как в общеобразовательных школах, так и во внешкольных организациях. Коренные изменения предусмотрены в работе дворцов, домов школьников, музыкальных школ, станций юных техников и натуралистов и т.д. Впервые в истории Казахстана обновят их материально-техническую базу и внедрят новые технологии и инновационные формы: детские интерактивные парки (наукограды), технопарки, музеи, научные кружки. Особое внимание уделят научно-исследовательским проектам, техническому творчеству, изобретательству, моделированию, нанотехнологиям, робототехнике и легопроектированию. Уже начали издание детских познавательных журналов.
В целом Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы состоит из 37 мероприятий и оценивается в 24,6 миллиарда тенге. Министр образования и науки уверен: “Это “тройной прыжок” от традиционной модели школы к рациональной и затем к самой современной - феноменальной модели, основанной на роли личности ребенка и являющейся сегодня ведущим мировым трендом”.
Астана |