|
Айгерим Бейсенбаева
Ушел из жизни театральный мэтр Борис Преображенский. Последние годы режиссер разрывался между двумя городами - Питером и Алматы, а покой обрел в южной столице.
“Успокоилось беспокойное сердце” - возвестили родные, друзья творца, но память о нем будет жить в душах его учеников и поклонников
Борис Николаевич рассказывал читателям “НП” о своей жизни не единожды. Он ворчал, сотрясал увесистой сценарной кипой, демонстрируя масштабы безотлагательного рабочего фронта, но позволял влезть нам в свою жизнь. В последнюю нашу встречу пару лет назад он пребывал в очередном приступе сильнейшего творческого волнения по поводу смелой театральной идеи. “Хочу сделать постановку “Пер Гюнт” с симфоническим оркестром. Чтобы с “Песней Сольвейг”, с Евгением Жумановым, с размахом...” И в пыльной комнате загородного санатория встали туманные образы...
Преображенский вне контекста
Лишние ступени иерархической лестницы
- Самая главная профессия в театре - это режиссер, а теперь сделали, что директор. Это большая ошибка руководителей Министерства культуры, потому что все будет, как в басне Крылова: “Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдет на лад”.
Почему испугались дать власть художественным руководителям, хотя в некоторых театрах они остались - Рубен Андриасян, Исмухан Абаев. В свое время Булат Аюханов говорил мне: “Надо было быть тебе директором и делать все то же самое. И власть была бы у тебя!” А то получилось, что я худрук, а надо мной еще есть директор.
О лаврах и медных трубах
- В свое время, когда я преподавал и работал в Иркутске, я сказал своим ученикам: “Ребята, если я вступлю в партию, если я получу звание и со мной что-то случится, я разрешаю вам всем плюнуть мне в лицо”. По-моему, звания нужны только для того, чтобы иметь право не рукой открыть дверь, а, может, несильно ногой. У меня есть французский орден “За заслуги в области искусства и литературы”, он мне очень дорог. У меня еще есть статуэтка “Заслуженный деятель искусств”, ее мне вручил экс-аким города Алматы Виктор Храпунов.
Театральный интернационал
- У нас подготовкой режиссеров и актеров занимается Национальная академия искусств, а она заинтересована в первую очередь в воспитании национальных кадров. И это, наверное, правильно.
Хотя вообще режиссер и актер - это столь интернациональные понятия, и, поработав в России, я, может быть, тоже взглянул на педагогику академии с интернациональной позиции.
В свое время секретарь райкома партии Таир Мансуров в газете “Правда” написал, что режиссер Преображенский, возглавивший ТЮЗ, самый интернациональный режиссер, которого он видел. Я не знаю, сколько режиссеров он видел, но его позиция, как партийного лидера, на мой взгляд, имеет право быть и сегодня. Тем более в искусстве.
Хотя Немирович-Данченко говорил, что истинное искусство может быть только национальным. Я думаю, что Владимир Иванович немного сужал рамки восприятия, все-таки я остаюсь на позиции интернационализма.
Сейчас ситуация немного меняется в Казахстане, я слышал, на базе академии планируют организовать Театр наций. А я в свое время того же самого пытался добиться.
При всей самобытности казахской национальной культуры, а я с ней близко познакомился, когда ставил спектакль в Театре имени Ауэзова, я думаю, забывать заветы Станиславского нельзя никому.
К слову, я за двадцать лет жизни и деятельности в Казахстане умудрился поставить спектакли в Казахском драматическом театре, в Уйгурском, в Корейском, в Немецком театре, не говоря уже о Русском. То есть Таир Мансуров глядел далеко вперед.
Возрождение
- Мне кажется, что сейчас опять вернулась любовь к театру. Надоела трескотня, однообразие телевизионных передач. Все равно израненные души требуют лечения, а для того, чтобы в душах появились раны, поводов найдется много. Театр нужен - кто же, кроме него, будет лечить? Не всегда медицина способна на это, а театр это может.
|
Борис Николаевич Преображенский (1938-2012) - режиссер, заслуженный деятель искусств России и Казахстана, создатель Новой сцены при ТЮЗе имени Н.Сац. Кавалер французского ордена "За заслуги в области искусства и литературы". Поставил более ста спектаклей.
Преображенский приехал в южную столицу в 1986 году по приглашению Министерства культуры КазССР.
С 1986 по 2005-й он возглавлял Государственный академический театр для детей и юношества имени Натальи Сац. Основал театр “Новая сцена”, где поставил свои лучшие спектакли: “Белый крест”, “Гамлет”, “Зависть”, “Прими собранье пестрых глав”, “Двух королев не бывает”, “Чайка”, “Ревизор”. |
|