|
Айгерим Бейсенбаева
Арт-ловушки, или Начало отсчета
Очередной конец света запланирован на конец 2012-го - с легкой подачи исследователей, заглянувших во внезапно обрывающийся календарь древних майя. В основном, должна заметить, это предсказание породило волну иронии, сарказма и серию апокалиптических блокбастеров.
Организаторы же фестиваля современного искусства ArtBatFest увидели в теме конца света некий источник для вдохновения.
“2012: Начало света”. Творческое начало в противовес пессимистичным прогнозам о конце
Фестиваль ArtBatFest выпускает искусство из тесных залов на улицы Алматы. Третий год подряд в преддверии лета художники, скульпторы и театральные коллективы разбавляют своим ярким и иногда шумным творчеством серую обыденность улиц, представляя свои произведения там, где с ними может столкнуться любой прохожий. Принадлежность к искусству многих объектов фестиваля не всегда доказуема, однако эта дорожка из крошек и правда может привести к чему-то по-настоящему неординарному и талантливому.
Фестиваль современного искусства в этом году расширил сферу своего влияния. Организаторы решили не ограничиваться Арбатом и разложили свои арт-ловушки в самых людных местах города. Творческими площадками ArtBatFest в этот раз помимо Арбата стали Дворец Республики, станция метро “Жибек Жолы” и Новая площадь Алматы.
Творческое веселье началось в фойе Дворца Республики, где открылась выставка мастеров школы итальянской мозаики. Итальянские художники, специализирующиеся на мозаичном искусстве, представили около десятка разноплановых скульптур: два гигантских диска, несколько композиций неописуемой формы и, конечно же, масштабное произведение Душаны Бравура “Алхимия”, представляющее собой монументальное переплетение медных труб.
При ближайшем рассмотрении выясняется, что толстые трубы сплошь покрыты стеклянными мозаичными изображениями полотен известных и не очень художников, фотографий, рисунков и прочих более или менее культовых работ. Приоритетные места на уровне глаз занимали произведения таких художников, как Энди Уорхолл - во всяком случае, они бросались в глаза первыми. Всего, по мнению различных людей, всю эту арт-сантехнику покрывали изображения нескольких сотен произведений XIX и XX веков. Скульптура является практически энциклопедией искусства двух веков, и по ней можно свободно читать лекции, как говорят создатели. Расположение картин, их размер играют роль, и вроде как автор может объяснить, почему некоторые работы бросаются в глаза, а другие размещаются на “сгибе локтя” трубы.
Бравура разрабатывала идею полгода, примерно столько же она вместе с десятью помощниками воссоздавала многометровую скульптуру в реальности.
По словам авторов произведения, вся эта композиция представляет собой символическую лабораторию алхимика, возгоняющего вечный металл из ничего.
“Единственная алхимия - это искусство”, - утверждает автор Душана Бравура. Правда, вся ее хитрая система для изготовления высокого искусства оканчивается почему-то медным писсуаром. Возможность разгадать замысел автора, а также ознакомиться с произведениями великих художников на медных боках “Алхимии” представляется зрителям на целый месяц. В конце июня скульптура покинет стены Дворца Республики и пустится в путь по миру, после чего, как прогнозируют создатели, вероятно, осядет в одном из европейских музеев.
Также в рамках фестиваля был представлен проект “Сказки из подземелья” художника и фотографа Екатерины Сисфонтес из Стокгольма. Автор представила серию фотографий, снятых в стокгольмском метро, некоторые станции которого представляют собой настоящие произведения искусства. Однако героями снимков стали не шедеврально оформленные станции, а случайные пассажиры стокгольмского метро, столкнувшиеся с искусством по пути на работу. За шведскими урбанистическими сказками зрителям пришлось спуститься в алматинское метро на станции “Жибек Жолы”, которая и сама, к слову, отличается диковинным дизайном.
На традиционной площадке мероприятия в это время расположились арт-объекты участников фестиваля, не всегда понятные, но, как правило, довольно занятные. Идею некоторых инсталляций и скульптур без комментария автора понять довольно сложно, но случайным прохожим весь этот незамысловатый уличный арт обычно приходится по душе.
Часть скульптур была установлена на Новой площади. Именно здесь разместились работы ушедшего из жизни в этом году художника Молдакула Нарымбетова. Организаторы фестиваля почтили память выдающегося автора и главного участника первых двух фестивалей, чьи философские работы придали вес всему действу.
Уличные выставки высокого и не очень искусства сопровождались выступлениями отечественных и зарубежных театральных коллективов, которые также собрали немало случайных и по-настоящему заинтересованных зрителей. Актеры активно вовлекали прохожих в действо, и последние с радостью вовлекались - все-таки театральный интерактив с прохожими на улицах проводится не часто.
Начало света, провозглашенное фестивалем, отпраздновали шесть театров. В увлекательном действе на улицах города приняли участие ГАТОБ имени Абая, Театр имени Лермонтова, театр “АРТиШОК” и творческая мастерская “Дом культуры”. Кроме того, к празднику присоединились коллективы из-за рубежа - театр-клуб “Место Д” из Кыргызстана и Search party из Великобритании.
Наряду с театральными представлениями и выставками современного искусства зрителям были представлены выступления музыкальных коллективов и конкурс стульев, каждый из которых был превращен в арт-объект. Кроме того, организаторы дополнили и без того оптимистичную трехдневную программу велопробегом участников, различными перфомансами, показами картин и роликов и прочими интересными вещами. |