|
Айгерим Бейсенбаева
Взмах сломанным крылом
В Алматы на сцене ГАТОБа имени Абая выступили звезды мировой балетной сцены российские артисты Алина Сомова и Леонид Сарафанов. Солисты балета исполнили заглавные партии в постановке театра “Лебединое озеро” П. Чайковского
Танцор Михайловского театра Леонид Сарафанов и прима-балерина знаменитой Мариинки Алина Сомова - яркие представители молодого поколения великого русского балета.
“Лебединое озеро” для российских артистов балета - это особый повод для гордости. Это свое, русское, и сила этого балета со временем не ослабевает. К тому же Сомова когда-то дебютировала на сцене Мариинского театра именно с партией Одетты-Одилии.
Приму-балерину Мариинского театра называют особым явлением благодаря отточенной сильной технике и современной подаче, привлекающих молодое поколение зрителей. Молодая солистка за десять лет служения на сцене исполнила всю мировую балетную классику, но именно “Лебединое озеро” она считает своей визитной карточкой.
Леонид Сарафанов позиционируется критиками как выдающийся танцор, способный на необычайно точное попадание в образ. Плюс к этому ему присущи особое обаяние и сила.
Первая встреча алматинцев с артистами состоялась накануне выступления. Алина и Леонид встретились с поклонниками и воспитанниками хореографических заведений для того, чтобы рассказать о жизни в классическом балете, о травмах на сцене, костюмах, о своем отношении к наградам, букетам, которые бросают к их ногам, творчестве Анастасии Волочковой...
Солисты высказали свое мнение о культуре подношения цветов. Это давно не принято в европейских театрах, не стоит этого делать и у нас, считают артисты. Незачем публике знать, у кого из танцоров больше поклонников.
Сомова и Сарафанов также развенчали миф о жесткой диете балетных артистов. Главное - поесть перед спектаклем, иначе откуда взяться силам? “Я ем все, и не могу танцевать голодным, - говорит Сарафанов. - Вообще диета должна быть, но не по продуктам, а основанная на времени, важно знать, когда можно есть”.
Еще один миф - жесткая конкуренция на сцене. Никто пачки не ворует, не подрезает завязки и не подсыпает стекла, особенно если ты не Цискаридзе.
Выяснилось, что солисты балета самые скромные и дисциплинированные артисты. Такого понятия, как “райдер”, для них не существует. “Главное - дайте нам сцену и порядок”, говорят танцоры.
Прима-балерина Алина Сомова начала танцевать в четыре года.
Алина Сомова: Естественно, я начала заниматься по инициативе родителей, так как ребенок в таком возрасте мало что понимает...
Потом, конечно, втягиваешься настолько, что уже не мыслишь никакой другой жизни.
Не все задерживаются в этой сфере, и я знаю многих, даже из балетных семей, кто бросает профессию. Таких много. Но, безусловно, если чувствуешь, что это не твое, лучше уйти пораньше, иначе потом будет тяжело. Люди уходят из балета со слезами, для них это настоящая трагедия, хотя потом, как показывает практика, многие очень хорошо устраиваются в жизни.
Мне всего 26 лет, но по меркам балета я не так уж молода. Порой чувствую себя старушкой. Карьера балерины недолгая, и об этом очень не хочется думать. И я в полной мере осознаю, что потом придется начинать что-то с нуля. Это будет совсем другая жизнь.
Леонид Сарафанов: Во время моих первых выступлений я так волновался, что по возвращении со сцены, не помнил, что делал там. Со временем и с приходящим опытом это волнение утихает. Но это как раз самое ужасное, потому что, когда нет волнения, нет и адреналина. Считаю, что страхи должны быть. С ними нужно жить. Самое страшное - это переступить черту между закулисьем и сценой. Бывало, что мы забывали порядок движений от волнения.
Вообще, всякое может произойти на сцене. Как-то мы с Алиной танцевали “Лебединое озеро” в Праге, и в это время вдруг у нее начала расстегиваться пачка. До выступления она решила не зашиваться, полагая, что и так все крепко сидит, однако во время танца случилось такое недоразумение. И вот танцуем мы, она идет, а сзади я - застегиваю ей пачку. На сцене всякое бывало...
Хорошо, что мы можем говорить во время выступления. Но это, конечно, не в форме диалога, а скорее некая корректировка действий. Что-то наподобие: “Быстрее” или “Опаздываем”. Мы постоянно переговариваемся. В основном в повороте или когда стоим к зрителю спиной.
А.С.: Да, для нас главное - продолжать танцевать, даже если забыл порядок. Мне тоже вспоминается случай с “Лебединым озером”, когда я уже после выступления узнала, что перепутала весь порядок движений. Я забыла выполнить несколько пируэтов и вообще, как выяснилось, танцевала не то. Но, как ни парадоксально, в самом популярном и часто исполняемом балете “Лебединое озеро” делаешь больше всего ошибок, потому что танцуешь его уже уверенно, полностью уходишь в себя.
Леонид Сарафанов о наградах и регалиях: Я к наградам отношусь очень спокойно. Это, конечно, приятно, но, к сожалению или к счастью, в плане творческого роста они ничего артисту не дают. Так сказать, подчеркнули результат, а необходимо ведь развиваться дальше, не оглядываться на прошлое.
То же самое и со званиями. Это пережиток прошлого, на мой взгляд, сейчас это настолько обесценилось. А главное, опять же ничего не меняет. Лучше я танцевать от этого не буду. Звание народного артиста даже права на бесплатный проезд в метро не дает.
(Смеется). Стремиться к этому абсолютно не нужно. Другое дело - победа в конкурсе, когда ты в борьбе обошел достойного противника.
Прима-балерина о травмах на сцене: В нашей работе не обойтись без травм. Были они и у меня. В прошлом году я вывихнула плечо. Казалось бы, плечо для балерины не такая уж серьезная травма - не нужно ведь никого поднимать, однако на месяц пришлось отказаться от гастролей. Оказалось, что с вывихнутым плечом невозможно танцевать, как лебедь без крыла. Вообще, у танцоров всегда что-то болит...
Сарафанов об Анастасии Волочковой и о классическом балете: Настя несет культуру в массы. Тем людям, которые никогда не ходили и не пойдут в театр. И в этом она достойна уважения, другое дело, что она называет себя звездой русского балета...
Она - наша коллега, и я не могу осуждать ее. Волочкова собирает полные залы, люди на нее ходят - она заняла свою нишу. Но это другой зритель. Тот, кто что-то понимает в балете никогда на Волочкову не пойдет.
Я не могу сказать, что она идет по пути наименьшего сопротивления, ее выступление состоит из восьми номеров. Вы представляете, как это тяжело? Вообще, из танцоров классического балета выходят прекрасные артисты современного танца, но не наоборот, так как балет это основа всего.
В классическом балете много условностей. Он всегда ограничен правилами и ценен благодаря этому. Но большим заблуждением является мнение, что классический балет не развивается. С XIX века это направление претерпело много изменений. Постоянно меняются эстетика, костюмы. Балет не стоит на месте, хоть его развитие медленное и не всегда заметное.
Рассказали артисты и о том, как их принимают в разных странах. Теплее всего артистов балета принимают в Италии. Там самая понимающая и воспитанная публика.
А.С.: В Москве очень хорошо принимают питерских артистов. А у нас в Питере зритель злой, холодный, сдержанный. Возможно, просто избалованный, а может, так принято или сложилось со временем.
Справка “НП”
Алина Сомова - прима-балерина Мариинского театра. Лауреат Международного конкурса артистов балета Vaganova-prix (Санкт-Петербург, 2002). Окончила Академию балета имени Вагановой в 2003 году, была принята в труппу Мариинского театра. Исполняет ведущие партии балетного репертуара и участвует во всех гастрольных проектах театра, выступая на балетных площадках мира: в Англии, США, Канаде, Западной Европе, Японии, Китае.
Леонид Сарафанов - с 2011 года работает на сцене Санкт-Петербургского Михайловского театра, бывший артист Мариинского театра.
Лауреат престижных международных конкурсов в Сеуле, Москве, Будапеште, Париже и обладатель Международной премии Benois de la Dance.
Леонид Сарафанов с успехом исполняет ведущие партии как из классического репертуара, так и из современной хореографии. |