|
Ботагоз Омар
Правительство намерено ликвидировать государственные и казенные предприятия и передать их функции частным компаниям. Судя по всему, Кабмин уже давно вынашивал такие планы. Предпринимателям это даст возможность получать бюджетные деньги на долгосрочной, гарантированной основе и миновать при этом систему государственных закупок. Такой “рай” им может обеспечить переход страны на модную нынче систему государственно-частного партнерства.
Но хоть модель эта заимствована из мировой практики, в казахстанских реалиях почему-то выходит так, что финансовое бремя в этой схеме ложится только на госбюджет
С 2006 года модель государственно-частного партнерства не дает покоя руководителям исполнительных органов. Шесть лет назад они доказывали в парламенте, что нужно разгрузить государственный бюджет и призвать частников строить дороги, обещая им за это дать возможность собирать деньги с автовладельцев за пользование частной дорогой.
Однако планы эти реализовали лишь частично. Часть проектов, реализация которых еще не начиналась, потерпела фиаско на самой начальной стадии. К примеру, несколько конкурсов по выбору концессионера для строительства дороги Астана - Караганда признали несостоявшимися в связи с низкой активностью инвесторов и отсутствием необходимых критериев у частных компаний, проявивших интерес к тендерам.
В итоге по привычке представители госорганов обращаются к самому простому и верному способу финансирования: через Республиканский бюджет. “Опыт прошлых лет показывает, что, в конце концов, Министерство транспорта отказывается от проектов ГЧП и приходит на республиканскую бюджетную комиссию за обычным бюджетным финансированием”, - посетовал на недавнем заседании правительства заместитель премьер-министра Кайрат Келимбетов.
Но, не успев внедрить концессионные проекты в транспортной сфере, правительство снова решило действовать глобально. Мол, вдруг механизм ГЧП успешно реализуется в социальной сфере. В частности, министр экономического развития и торговли
Бакытжан Сагинтаев во вторник, выступая в Кабмине, рассказал о том, что будет предпринимать его ведомство для привлечения инвестиций в социально значимые сектора экономики.
Вслед за строительством автодорог государство намерено предложить частным бизнесменам взяться за строительство (и дальнейшую эксплуатацию) школ, детских садов, больниц и поликлиник. При этом, по словам главного экономиста страны, с потребителей не будут взимать оплату за оказываемые услуги. “Государство обеспечивает равномерную выплату инвестиционных и эксплуатационных затрат по объектам с учетом вознаграждения концессионера на весь срок концессии”, - добавил Сагинтаев.
Для того, чтобы внедрить эти планы на практике, правительство намерено снять ограничения на передачу в концессию объектов медицинского назначения “за исключением организаций в сфере службы крови, профилактики ВИЧ/СПИД, медицины катастроф), среднего общего образования, социальной защиты населения, водоподготовки и водоотведения. По информации Министерства финансов, в этих сферах работают 85 процентов государственных предприятий.
После недавнего поручения главы государства на совещании по развитию Астаны такой принцип предлагают использовать и при управлении спортивными объектами, построенными в преддверии Азиады, чтобы они не простаивали, принимая посетителей только от случая к случаю.
Не менее важно, что составление долгосрочных договоров на строительство и обслуживание зданий, которые имеют социальную направленность, предполагает также отход от привычной сегодня системы государственных закупок.
В этой связи министр финансов Болат Жамишев обратился к премьеру с просьбой создать рабочую группу, которая обсудила бы целесообразность существования такой организационно-правовой формы, как государственные предприятия. Необходимость в них отпадет, если из госказны средства будут перечислять напрямую концессионерам. Тем более что, по словам главного финансиста страны, уже сегодня Минфин переводит государственные учреждения и казенные предприятия на метод начислений.
“Во-первых, государственные учреждения и казенные предприятия уже не работают по смете. Они в соответствии с законом о госимуществе работают на основе планов развития, грани между этими организационно-правовыми формами стираются”, - пояснил Жамишев.
До первого сентября правительство намерено разработать законопроект с внесением изменений в действующее правовое поле страны касательно механизма концессий.
Механизм государственно-частного партнерства дает множество плюсов. Самое главное преимущество в этой схеме в том, что государство перестанет размазывать бюджетные деньги по всем статьям сразу (поэтому на строительство одного социального учреждения из-за нехватки средств порой уходят годы) и может одним махом за счет привлечения частных финансов решить сразу несколько проблем, выиграв время. Получив “взаймы” уже готовый социальный объект, государство будет отдавать деньги частной компании на протяжении, например, десяти лет заранее обозначенными долями. А сам концессионер кроме возврата вложенных средств будет ежегодно получать бюджетные деньги с учетом вознаграждения, инвестиционных и эксплуатационных затрат.
Но на примере уже построенных государством спортивных объектов Астаны схема ГЧП не дает никаких преимуществ бюджету. Получается, концессионер, вошедший в данный проект, будет получать средства из госказны за управление объектом, не потратив на его строительство ни тиына, и при этом - оказывать в нем платные услуги.
Удивляет и вопрос, почему механизм концессий, как это принято в развитых странах, опыт которых мы намерены заимствовать, не внедряют на этапе составления проектной документации. Любое партнерство должно предполагать равное участие с нулевого цикла строительства и, соответственно, софинансирование. У нас же получается так, что концессионеры, которым доверят уже существующие социальные объекты, не будут рисковать ничем, кроме имени своей фирмы, которую в любое время можно объявить банкротом и, соответственно, ликвидировать.
Астана |