ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



СТАРИК И СТЕПЬ Горячие новости / Смотри в оба

Айгерим Бейсенбаева
Его Бог - степь
В Киноклубе Олега Борецкого прошла премьера художественного фильма “Шал” Ермека Турсунова. Драма, снятая по мотивам повести Эрнеста Хемингуэя “Старик и море”, переносит знаменитую историю в наши реалии. Вместо моря - казахстанские бескрайние степи

Новая работа режиссера Ермека Турсунова, чей скандальный фильм “Келин” в свое время боролся за “Оскар”, еще до выхода вызвала сильный общественный резонанс. К слову, в широкий прокат фильм еще не запущен, но, по словам создателей, казахстанский зритель его обязательно увидит. Как сказал сам режиссер, фильм снимался для своего зрителя.
- Для меня главное, чтобы меня услышали казахстанские зрители, чтобы зал был полон здесь, а не через стенку, где крутят “Титаник” и прочие “аватары”. Хочу вернуть зрителя в наши залы, - сказал Турсунов после показа картины.
Фильм задумывался режиссером как продолжение кинотрилогии. “Шал” (“Старик”) стал вторым фильмом после “Келин” в этом масштабном триптихе. Заключительной лентой серии, по словам режиссера, станет картина “Кенже” (“Младший брат”), над сценарием к которой он уже работает.
- Этот фильм я задумывал как прощание со стариками, - говорит Турсунов о своей работе “Шал”. - Я вырос в ауле, и у меня всегда были перед глазами образы простых стариков. Наши отцы - люди земли. Им очень трудно жилось, они ничего хорошего в этой жизни не видели. 30-е годы, коллективизация, война, сталинские репрессии...
alt
Когда я слышу скулеж о том, как нам тяжело живется, я вспоминаю этих стариков, которые всю жизнь были оптимистами, несмотря на трудности. Им всегда было, что нам сказать, они давали мудрые наставления. Старики привыкли бороться за свою жизнь и не терять при этом силу духа, “рух”. Был у них какой-то код выживания.
Если в картине “Келин” я говорил, что мать свята, и прощался с теми матерями, то в этой картине я прощаюсь с отцами и говорю: “Спасибо вам, вы можете уходить без сожаления, вы были хорошими отцами. Постараемся вас не подвести. Мы все поняли”. Тот зритель, что увидит и услышит эти послания, он мой единомышленник, а тот, кто не услышал, может оценить сюжет - здесь много экшна. Волки бегают, старик дерется... Выживет - не выживет?
 К слову, сюжет, несмотря на знакомую всем литературную основу, оказался действительно невероятно увлекательным. Картина подает историю аульного старика, заблудившегося в степи с кучкой овец, с необычайно глубоким драматизмом и вместе с тем легкой иронией. Старик Касым (его роль исполнил не примелькавшийся актер Ерболат Тогузаков), футбольный болельщик, с присущим ему чувством юмора дает своим баранам имена легендарных футболистов. Беседует с ними, как со своей командой.
Несмотря на кажущуюся беспомощность и простоту, старый Касым - настоящий борец, которого не испугают ни мороз, ни волки. Только игры бескрайней степи, когда-то родной и знакомой, вселили в героя благоговейный страх.
В картине Турсунова “Келин” героиня Турахан Сыдыковой доит волчицу - эта сцена украсила картину. В новой работе кинематографистам пришлось работать с целой стаей волков, но не это стало самой главной сложностью на съемочной площадке.
 - Мы искали волков в Казахстане и нисколько не сомневались, что найдем. Но целой стаи ни у кого не оказалось. Поэтому волки были из Брянска. Единственные иностранные актеры, - пошутил режиссер. - Животные в процессе съемок не пострадали.
alt
У нас, к слову, страдали только люди. Съемки были тяжелые - зима, степь, ветер, волки всю кровь выпили. С волками ведь не договоришься, поэтому придумывали всякие хитрости.
В картине много тумана. Настоящего тумана, конечно, не было, мы делали дымы, а попробуй задыми степь! Бригаду пиротехников, которые отвечали за дым, мы к вечеру к машинам буквально несли. Выставили дым, выставили камеру, можно снимать - и вдруг изменился ветер! К середине съемок я был врагом номер один.
Фильм Турсунова насыщен философскими диалогами и монологами, символами, метафорами и многочисленными отсылками к классике. Старик видит во сне мать и стремится к ней. Согласно народным приметам, уход с умершими родными во сне означает смерть наяву, и старик уже морально готов к этому, но не может оставить единственного внука, судьба которого его сильно волнует.
Охотники стали символом потребительства. Хозяева жизни, которые, как иностранцы, приехали в степь развлечься, пострелять волков.
Дочь Касыма, узнав, что старик заблудился, с упреком смотрит на банку с газировкой - гостинец охотников, хотя и не знает, что они виновны в том, что всполошились волки.
По словам режиссера, символика в картине для него очень важна:
- Я всегда стараюсь сделать так, чтобы ничего лишнего в кадре не было. И в то же время все предметы должны быть говорящими. Должны быть метафоры.
К примеру, старик кладет сотовый телефон на свежую могилу охотника, как маленький обелиск. Бейсбольная бита в руках героя - это тоже отсылка к Хемингуэю, так как его Сантьяго был любителем бейсбола, ярым болельщиком. В то же время бейсбольная бита может напоминать посох.
alt
Есть отсылки к картинам эпохи Возрождения. Там есть Ван Гог, Веласкес, Рембрандт. Старик, спящий в мазаре среди кучи овец в позе младенца, похож на эмбрион.
Не подумайте, это была не спекуляция на Хемингуэе. Просто эта повесть ментально легла на казахскую почву, и, насколько я знаю, любой большой художник должен стоять над национальным. Он всегда опирается на свое, национальное, но говорит с миром на общечеловеческом языке. И то и другое ему близко. Фильм “Келин” одинаково воспринимали и в Японии, и в Китае, и в США, и в Канаде. Думаю, что новую картину тоже правильно воспримут, потому что мы говорим об общечеловеческих вещах.
Сейчас мы говорим, что глобализм выдавливает из нас исконные, традиционные вещи, и мы пытаемся сопротивляться.
Я немного видоизменил Хемингуэя, но основные мэссиджи остались.
Да, метафор много, и мой старик, как Моисей, блуждает по степи, она оказывается ему чужой и начинает его испытывать.
И мне сейчас кажется, что мы в своей стране тоже потеряли дороги и плутаем на собственной земле, как в тумане. Мы сейчас все в таком состоянии.
По ироничному заявлению кинокритика Олега Борецкого, инициировавшего показ, это первая отечественная картина, оправдавшая деньги налогоплательщиков.
- Это ни в коем случае не экранизация Хемингуэя, фильм снят лишь по мотивам произведения, - делится своим мнением Борецкий. - Ермек ломает привычные рамки. Очень многие детали здесь носят символический характер.
alt
Эта картина сейчас предложена отборщикам Каннского фестиваля. Будет настоящим достижением, если фильм попадет в основную программу Каннского фестиваля. Это двадцать картин, и попасть туда очень непросто.
В программе “Особый взгляд” мы были. И Дарежан Омирбаев побеждал там с картиной “Киллер”. Так же, как и Сергей Дворцевой с фильмом “Тюльпан” в 2008 году. Но в основной программе главного в мире кинофестиваля - Каннского - казахстанской картины не было никогда.
Я очень хочу, чтобы отборщики фестиваля обратили внимание на этот фильм и подумали над тем, что картина может по-настоящему украсить основную программу.

Из диалога между охотником и стариком:
- Волки совсем озверели - бросаются на людей.
- Может быть, они приняли вас за своих?

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Bukovka

  • 10 апреля 2012 20:55
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 8.05.2010
  • Статус: Пользователь offline
  • 39 комментариев
  • 0 публикаций
^
Интересно посмотреть. 
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение