|
Анна Шелепова
На строительство первого казахстанского горнолыжного курорта мирового класса “Кок-Джайляу” эксперты - архитекторы, экологи, профессиональные спортсмены - предложили наложить мораторий
Напомним, не так давно начальник Управления туризма Алматы Бахытжан Жуламанов на страницах “НП” (см. на сайте статью “Кок-Васюки”) объяснил позицию власти о том, почему курорт “Кок-Джайляу” выгоден Казахстану.
Чуть позже чиновник впервые встретился и с представителями общественности, которые попросили наложить мораторий на гигантскую стройку на территории Иле-Алатауского государственного национального парка, подкрепив просьбу солидными аргументами.
В частности, председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр Своик выступил как бывший проектировщик.
“На чем будет держаться этот проект? Почему из Европы люди полетят сюда? Почему лететь окажется интересней и дешевле, чем поехать на тот же Куршевель?” - спросил он у начальника управления.
Своик напомнил присутствующим, что у нас построили много заводов, куда вбухали деньги, после чего строительство заморозили, поскольку оказалось, что нет ни сырья, ни сбыта, ни электроэнергии...
Он также поинтересовался у чиновника, просчитана ли арифметика проекта.
“Если придут инвесторы, то на каких условиях, в течение какого времени они будут “отбивать” свои вложения и как это скажется на ценовой политике курорта?”
Глава общественной организации “Зеленое спасение” Сергей Куратов пояснил, откуда столько сомнений в необходимости проекта у экологов.
Свою презентацию он сопровождал кадрами срубленных деревьев с “Шымбулака”. “Во время стройки на “Шымбулаке” снесли практически весь плодородный слой почвы, уничтожили практически всю растительность, и после этого нас уверяют, что “Кок-Джайляу” будут делать таким же способом? Или более экологически чистым?”
Площадь “Кок-Джайляу”, по словам Сергея Георгиевича, не позволит реализовать этот проект. “Как на одной тысяче гектаров разместить трассы, которые занимают в 2,5 раза больше площади? Это или проектировщики так неправильно рассчитали, или еще захватят огромную площадь Иле-Алатауского природного парка”.
Также Сергей Куратов напомнил, что еще в 2007 году в Большом и Малом Алматинских ущельях, в том числе на земле Иле-Алатауского ГНПП, Генеральная прокуратура РК зафиксировала 1460 фактов нарушений водного, земельного, строительного законодательства и Закона об особо охраняемых природных территориях.
- Особняки как стояли, так и стоят, - вот откуда у нас столько сомнений в том, что курорт не застроят частными особняками, - сказал спикер.
Своим мнением о проекте строительства горнолыжного курорта “Кок-Джайляу” поделился директор ТОО “Научный испытательный центр”, архитектор и альпинист Андрей Старков. По его мнению, 500 километров лыжной трассы, как предполагают власти, на “Кок-Джайляу” не построишь.
“Площадка кажется огромной, если смотреть из “гугла”, но полезной территории там всего 30 гектаров, что в два раза меньше “Шымбулака”. А это с большой натяжкой - 7-10 километров трасс.
Кроме того, основные склоны плато имеют небольшой уклон (10-15 градусов), что делает их неинтересными для уверенно катающихся лыжников. Склоны для “нормального” катания имеют небольшую протяженность (150-200 метров).
Основные склоны плато пересечены многочисленными руслами ручьев, заполняемыми талыми и ливневыми водами в весенне-летний период. Это создает сложную гидрологическую обстановку и потребует создания большого количества специальных инженерных сооружений (переезды, эстакады, насыпи, дренажные мероприятия) для предотвращения эрозии склонов при строительстве и эксплуатации трасс (значительное удорожание строительства и увеличение эксплуатационных расходов).
Единственным круглогодичным источником воды является небольшой ручей (исток речки Батарейка) с расходом воды, не позволяющим обеспечить снабжение для питьевых и технических нужд крупного курортно-гостиничного комплекса.
Несколько более крутых склонов, от 15 до 35 градусов (г. Кумбель), примыкающих к плато с юго-востока, являются чрезвычайно лавиноопасными, что потребует дополнительные расходы на создание противолавинных систем. В целом наличие разобщенных, небольших по протяженности склонов не позволяет создать единую, связанную систему трасс и обеспечить их обслуживание 1-2 подъемниками, а потребует сооружения большого количества отдельных подъемников для каждого склона, что увеличивает капиталовложения и снижает рентабельность.
При сооружении горнолыжных трасс потребуется снос большого количества хвойных деревьев”.
По словам архитектора, качество горнолыжных трасс (рельеф склонов с диагональной, косой направленностью, уклоны, влажность снега) в значительной степени будет уступать существующим трассам “Шымбулака”, что приведет к “ненаполняемости” комплекса и, в конечном итоге, его убыточности.
Глава экосоюза “Табигат” Мэлс Елеусизов и вовсе заявил, что алматинцы уже давно катаются на киргизском “Кара-Коле”, где дешевле и интереснее. В необходимости развития туризма у эколога сомнений нет, но он считает, что выгоднее и экологичнее было бы построить круглогодичную канатную дорогу до Иссык-Куля, а не разворачивать стройку в центре нацпарка.
Гендиректор Иле-Алатауского государственного национального природного парка Марлен Айнабеков сообщил, что до сегодняшнего дня никаких исследований на территории парка в отношении строительства курорта не велось. |