|
Юлиана Жихорь
Вчера на суд мажилисменов представили поправки в законодательство о молодежной политике. Правительство вновь пообещало молодежи золотые горы. Но депутаты посчитали, что Кабмин строит эти горы лишь “концептуально”
Ныне действующий Закон “О государственной молодежной политике” многие сегодня называют либо недействующим, либо декларативным. О том, что пора его менять, равно как и в целом молодежную политику страны, глава государства сказал еще года четыре назад на первом съезде “Жас Отана”. И правительство радо было бы быстренько (как всегда) реализовать поручения президента, если бы не разногласия внутри Кабмина по причине нехватки денег. Очередное поручение, данное президентом в нынешнем послании, сдвинуло процесс с мертвой точки - Кабмин изыскал 2,14 миллиарда тенге на реализацию всех идей нового документа на ближайшие два года. Впрочем, посчитали депутаты, почитав его, ничего нового, а главное, полезного для молодежи в документе нет.
“Когда я читала этот проект закона, я поняла, что с этих страниц веет нафталином. Многие нормы морально устарели, нужна новая концепция, но тогда обсуждение этого законопроекта могут отложить на неизвестный срок”, - заявила Дарига Назарбаева на презентации законопроекта в мажилисе. Такого же мнения придерживаются и большинство ее коллег. Они считают, что обещания вице-министра образования и науки Махметгали Сарыбекова “доработать потом” - фикция. “Нас и восемь лет назад обнадеживали: примите, потом доработаем”, - вспоминал историю принятия первого Закона “О государственной молодежной политике” мажилисмен Рамазан Сарпеков, сообщая, что так ничего и не было сделано в итоге.
“Если сейчас возьмем закон в работу, на нас обрушится шквал критики со стороны молодежи!” - заявил другой ветеран мажилиса Мухтар Тиникеев.
Депутаты посчитали, что в законопроекте нет ни одной нормы, которая бы реально помогла молодежи и которую сама молодежь лоббирует. Например, представители молодежного крыла КНПК давно призывают увеличить возраст молодежи до 32 лет (“В современном мире, чтобы стать востребованным специалистом, нужно долго учиться... Подняв верхнюю границу возраста, мы дадим возможность человеку не только получить необходимый объем образования, то есть стать квалифицированным специалистом, но и участвовать в государственных программах по социальной поддержке молодежи”), а законопроект увеличивает возраст молодежи лишь до 30 лет.
Помимо возраста поправками также предлагают установить содействие в обеспечении жильем студенчества на период обучения, установить единый подход в обеспечении льготного проезда для обучающихся, закрепить на законодательном уровне единственную государственную молодежную премию “Дарын” и создать центры для молодежи и ее НПО. Впрочем, депутаты посчитали, что правительство пишет закон размыто.
Так, мажилисмен Гульмира Исимбаева задала вопрос “по тексту”: “В компетенции правительства по реализации государственной молодежной политики есть такой пункт: оказывать содействие в обеспечении студенческой молодежи жильем на период обучения. Все-таки обеспечение жильем студенческой молодежи или же обеспечение молодежи студенческим жильем? Это две разные вещи... Что вы конкретно имели в виду?” Депутата очень интересовало, обязано ли государство обеспечивать жильем всех, кто учится, либо же только студенческими общежитиями. “А если это общежитие, то почему “оказывать содействие”? А кто же тогда обеспечивает? - недоумевала она. - В компетенции уполномоченного органа этого нет, в компетенции местных органов тоже быть не может. В компетенции вуза тоже как бы не может быть. Поскольку у нас все равно государство строит эти общежития, если мы говорим о государственных вузах. Зачем же тогда ставить вопрос их обеспечения?”
Вице-министр образования и науки Махметгали Сарыбеков пытался заверить депутатов, что-де только общежитиями и только за счет государства: “МОН, как уполномоченный орган, не оказывает содействия, а МОН должен обеспечить студенческим жильем”. Он рассказал, что на ближайшие годы из госбюджета затратят 995 миллиардов тенге на строительство 24 студенческих общежитий и двух студенческих городков в Алматы и Астане (всего на 30 тысяч человек).
Но та же депутат не удержалась и задала вопрос, который наверняка возникал у многих. “Мы сейчас все время говорим: предоставить молодежи льготы, предоставить преференции. У меня невольно возник вопрос: а вообще ответственность молодежи самой у нас будет или нет? Что должна сама молодежь? Ну не может же постоянно государство все и вся брать на себя, и при этом молодежь ни за что не отвечает...”.
Вице-министр не нашелся, что на это ответить. Зато пообещал, что в будущем в стране повысят цены на высшее образование и перераспределят государственную квоту на обучение (в рамках ПФИИР).
Пока мажилисмены приняли в работу законопроект. Но, судя по депутатскому настрою, им предстоит долгий и весьма болезненный процесс переписки документа под реальные молодежные нужды. Ближайшие общественные слушания по данной теме должны состоятся уже в начале апреля.
Астана |