|
Айгерим Бейсенбаева
В Алматы побывал Государственный театр наций под руководством Народного артиста РФ Евгения Миронова. В ходе двухдневных гастролей театр представил вниманию публики два своих лучших спектакля: “Бедная Лиза” и “Рассказы Шукшина”.
Накануне казахстанской премьеры труппа Театра наций встретилась с поклонниками для того, чтобы представить пьесы и поговорить о жизни театра
Театр наций - театр другой формации, он воспитывает новое поколение театральных актеров, представляет инновационные спектакли. Свое название гордо носит уже двадцать лет.
Один из самых интересных проектов театра - фестиваль современных искусств “Территория” - проходит уже пять лет не только в Москве, но и в регионах.
На встречу с алматинскими поклонниками гастролирующая труппа явилась в полном составе, но говорили от лица всех актеров Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Артисты рассказали о деятельности Театра наций, о привезенных спектаклях, о тяготах актерского ремесла. Обо всем этом гости поведали содержательно, интересно, а главное - искренне, почти литературными монологами, выдерживая поистине театральные паузы.
Евгений Миронов:
о Шукшине -
восемь раз
и о бедной Лизе -
без слов
- Мы с гастролями Государственного театра наций в Алматы впервые. Привезли два спектакля в разных жанрах, в разных режиссурах.
Это спектакль “Рассказы Шукшина”, который поставил выдающийся латышский режиссер Алвис Херманис. Он не приехал, его график расписан на годы. Второй спектакль - это эксперимент, и я до сих пор в шоке от того, что драматические актрисы способны на такое. Эксперимент заключается в том, что за весь спектакль актеры не произносят ни одного слова, это драматический балет, а ставили-то мы “Бедную Лизу”. Это очень интересно.
“Рассказы Шукшина” - это восемь отдельных рассказов о вещах простых и понятных, и мы все играем восемь разных ролей. Перед тем, как взяться за спектакль, Херманис поставил нам условие: мы все - Василий Макарыч. Мы прожили там десять дней, общались с соседями, одноклассниками писателя, надо сказать, что нам это очень помогло.
Я благодарен Алвису за то, что он нам подарил блестящие актерские роли, за то, что вспомнил Шукшина, так как было время, когда его “поставили на полку” и забыли. Режиссер дал нам возможность перевоплощения за тридцать секунд. С этим спектаклем мы объездили полмира, всю Европу.
Евгений Миронов:
о трудностях
руководства театром
- Это стало делом моей жизни. До этого я занимался только актерской деятельностью, а руководить кем-то было мне противопоказано еще со школы. Я мог командовать мамой, сестрой, но даже в самых смелых мечтах не думал, что буду руководить целым коллективом. Поэтому эти пять лет стали очень сложным периодом в моей жизни. Я должен был переоценить жизнь, понять, чего мне хочется и почему я должен отойти от своей актерской профессии и заняться администрированием.
В первый год моего руководства театром Михалков как-то подошел ко мне на какой-то тусовке в Кремлевском дворце и говорит: “У меня для тебя роль есть хорошая!”, а потом через секунду: “Ой, я забыл, ты же теперь администратор!”. Я чуть не умер в тот момент. Но знаете, со временем я стал приличным администратором.
Тут важно было создать команду единомышленников, идею нового театра. Каким он может стать? Театр наций - театр нового типа. Мы сделали большое дело - реконструировали старейшее здание, которому исполнилось 125 лет. В сентябре мы переехали и теперь играем там свои спектакли.
Наш театр особый. В основном потому, что у нас нет своей труппы и не будет никогда. Наш театр единственный в России, являющийся открытой площадкой, где проходят дебюты молодых и постановки великих режиссеров с известными артистами, где проходят фестивали - от молодежных до региональных. Это все мне интересно. Я, как артист с известным именем, могу себе позволить помогать другим.
Искусство в нашей стране всегда стояло на последнем месте. И стоит до сих пор. В новостях оно последним идет, после погоды. Я хотел бы это как-то исправить. Но один в поле не воин, поэтому у меня есть команда.
Чулпан Хаматова:
о профессиональных
предпочтениях
- Я люблю работать с талантливыми режиссерами, которые умеют слышать артиста, с которыми не нужно выискивать какой-то особый язык общения, чтобы все было просто и нацелено на дело.
В моей работе для меня важно, чтобы моя личность пересекалась с тем образом, который я играю. Хочется процитировать прекрасного артиста Милляра, который как-то объяснил, что для него актерская профессия: “Вот на одном конце я, а на другом - мой персонаж. И желательно, чтобы мы встретились посередине. Сейчас же в основном эта встреча происходит где-то возле актера...”
Евгений Миронов:
о различности темпа
жизни на сцене
и перед камерой
- У каждого жанра своя специфика. В театре мы можем репетировать, пока не получится. По крайней мере, раньше так было. Во МХАТе, к примеру, репетировали год-два. Сейчас мы ближе к европейской системе, сорок дней или два месяца, но все равно долго, и есть возможность прочувствовать роль. Я так репетировал “Калигулу” или спектакль “Господа Головлевы”.
Кино - это катастрофа. Если кто-то из вас смотрел фильм “Идиот”, где я играл Мышкина, то знайте, что для того, чтобы вжиться в роль, у меня было всего полчаса разговора с режиссером Владимиром Бортко. Есть великие актеры, которые исполняли роль князя Мышкина, и, чтобы найти своего Мышкина, нужно огромное количество времени. У меня его не было. Первый съемочный день я провалил, не нашел героя, не успел...
Это была первая сцена, которая, слава Богу, не вошла в фильм. На меня наклеили усы, бородку. Мы идем с Машковым возле Кремля, у меня монолог, а он идет молча. Он идет, кивает, и вроде Рогожин, ничего не скажешь, а я - все мимо, мимо, мимо... И вижу лицо Бортко, который и говорит, что все хорошо, а по глазам видно, что он думает уже, что не попал со мной. Потом была неделя, за которую я пережил больше, чем за всю свою жизнь. Я прямо выпрыгнул в этот роман.
Кино - это очень быстро. Ко всему нужно быть готовым еще до того, как начнутся съемки. Поэтому я предпочитаю театр. Там, безусловно, более комфортно.
Досье “НП”
Евгений Миронов
- народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ. Дважды удостоен национальной театральной премии “Золотая маска” в номинации “Лучшая мужская роль” - “Господа Головлевы” (2007), “Рассказы Шукшина” (2010).
Лауреат театральной премии “Хрустальная Турандот” в номинации “Лучшая мужская роль” за роли в спектаклях “№13” (2001), “Господа Головлевы” (2006), “Рассказы Шукшина” (2009).
Обладатель Международной премии имени К.С.Станиславского, Гран-при Женевского Международного кинофестиваля, а также премий “Ника”, “Кинотавр”, “Кумир”, “Созвездие”, “Балтийская жемчужина”, “Триумф”, премии газеты “Аргументы и факты” - “Национальная гордость России” (2004) в номинации “За личный вклад в развитие культуры”.
Соучредитель Фонда поддержки деятелей искусства “Артист” (2008).
Художественный руководитель Международного фестиваля-школы “Территория”.
Член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации.
Чулпан Хаматова
- заслуженная артистка РФ, лауреат Государственной премии РФ. За роли в спектакле “Рассказы Шукшина” получила премию “Хрустальная Турандот” в номинации “Лучшая женская роль”.
Лауреат Государственной премии РФ, премий “Триумф”, “Тэффи”, “Кумир”, “Золотая маска”, “Золотой орел” и др.
Учредитель благотворительного фонда “Подари жизнь”. Арт-директор фестиваля “Территория”. |