|
Ботагоз Омар
Отечественные производители жалуются на бюрократическую волокиту, которая мешает вводу новых мощностей и сдерживает экспорт. В последние годы в стране производятся новые виды продукции, но экспертные лаборатории не имеют ни оборудования для их проверки, ни обновленных правил для выдачи сертификатов и документов об аккредитации
Так, по словам главного метролога Ульбинского металлургического завода Виктора Семенова, в Казахстане за два года был реализован инновационный проект: совместно с французскими инвесторами построен завод по производству топливных выделяющих сборок, который обошелся в 300 миллионов долларов.
“И теперь еще год нужно, чтобы узаконить средства измерения. А получаем мы их вместе с французским оборудованием. Это производители совершенно разных стран, разного типа. В России, в Белоруссии, да и вообще в экономически развитых странах на сегодня отсутствует такая норма, как обязательная аккредитация калибровочной деятельности. В нашем законе она была принята 12 лет назад и теперь тормозит развитие нашей промышленности”, - добавил он.
Кроме того, что у органов техконтроля нет оборудования, которое может провести полное техническое обследование подаваемой на экспертизу продукции, это еще и дорогостоящее удовольствие. Так, например, для аккредитации на калибровочную деятельность требуется пять миллионов тенге на пять лет.
Или другой пример. В стране недавно появилось два новых авиасборочных предприятия, которые производят легкомоторные самолеты. Так вот, как оказалось, правил сертификации этих самолетов в Казахстане просто-напросто нет, так как ранее мы не производили этот вид продукции.
Все это было высказано в конце прошлой недели в ходе круглого стола, посвященного обсуждению законопроекта “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам технического регулирования и метрологии”. Кстати, это первый круглый стол, проведенный депутатами мажилиса парламента пятого созыва.
По мнению мажилисменов, все эти вопросы должны были обговариваться с разработчиком еще при рассмотрении самой концепции законопроекта. “Это все недоработки разработчика (в лице Министерства индустрии и новых технологий (МИНТ). - “НП”)”, - заметила депутат Айгуль Соловьева.
Сам же руководитель Комитета по экономической реформе и региональному развитию Сеитсултан Аимбетов посетовал на долгие доклады выступающих, подчеркнув, что времени на рассмотрение законопроекта очень мало. Мажилис получил его еще в ноябре прошлого года, перед роспуском, и только в минувшую пятницу смог начать его рассмотрение. В то же время его нормы должны были заработать уже с первого января этого года.
Одна из причин, побудивших разработать данный законопроект - вступление в силу единых соглашений в рамках Таможенного союза.
Депутаты предлагают пойти дальше и сделать так, чтобы сертификация носила добровольный характер, как это делается в прогрессивных странах. У нас же пока сертификат происхождения товаров введен в перечень обязательных документов при таможенном и грузовом оформлении. А выдается он на основании акта экспертизы. В свою очередь, для получения одного акта экспертизы требуется документация и копии документов на 400 страницах. Причем - на каждую партию товара.
“Если отправляется четыре вагона одного товара, надо предоставить документы на 1600 страницах. Мы множим документы, которые на самом деле никому не нужны, потому что в те страны, куда этот товар отправляется, этот сертификат не нужен. Он нужен только в добровольном порядке для получения торговых преференций. Если же торговых преференций по договору с этой страной нет, он теряет смысл. А торговые преференции получает импортер, мы в результате никакой выгоды не имеем, но затрачиваем время, деньги”, - сообщили представители бизнес-ассоциаций.
Руководитель ассоциации “ФармМедИндустрия Казахстана” Серик Султанов предложил начать передачу сектора технического регулирования в конкурентную среду. “Нет ни одного комитета у нас в стране, который обладал бы таким количеством АО, РГП и ТОО и который оказывал бы платные услуги, пользуясь государственным уставным капиталом”, - посетовал он, указав на Комитет техрегулирования и метрологии МИНТ РК. “Для внесения в реестр средств измерения раньше Институт метрологии требовал 523 тысячи тенге, сегодня - 652 тысячи, рост на 23 процента. Это влечет рост себестоимости любого медицинского оборудования, которое мы везем к ним”, - возмутился он.
В то же время, по словам депутата Мейрама Пшембаева, передача в конкурентную среду вряд ли приведет к снижению цен. “Мы казахстанское содержание, СТ-КЗ, передали ТПП, и что мы получили? Приходит бизнесмен. Если раньше это стоило 5 тысяч тенге, ему говорят - 20 тысяч тенге заплати, на тебе сертификат, до свидания. Никакой лаборатории, ничего нет”, - отметил он.
С этими словами согласны многие народные избранники, по мнению которых зачастую сертификаты просто-напросто покупаются.
P.S. Данный законопроект комитет намерен внести на рассмотрение палаты в первом чтении уже в конце февраля.
Астана |